Татьяна Корниенко
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного занятия
учителя-дефектолога
Тема занятия : "Школа фиксиков "Умею всё!"
для обучающихся 1 класса
с применением здоровьесберегающих технологий
разработала: Корниенко Т. А., учитель-дефектолог
Пояснительная записка
Публикация «Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Конспект разработан для проведения дефектологического занятия с обучающимися по СИПР первого года обучения. Длительность занятия – 25 минут. Занятие вписывается в общую концепцию курса и выстроено в форме группового взаимодействия. Занятие проходит в медленном темпе, с организацией доступной для обучающихся деятельности. Обучающие имеют умеренную степень умственной отсталости, имеют сходные особенности проявления познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. В ходе наблюдения в диагностический период было установлено, что обучающиеся хорошо взаимодействуют друг с другом. Один из детей владеет элементарной речью, хорошо идёт на контакт. Второй может осуществлять коммуникацию при помощи отдельных слогов из-за повреждения речевого аппарата; также способен идти на контакт, эмоционально «заражаться», действовать по показу. По итогам психофизиологического тестирования с помощью программного комплекса Valeometer выявлено, что обучающиеся имеют низкий уровень адаптационных резервов организма, высокий уровень тревожности, низкую стрессоустойчивость, отмечаются проявления эмоциональной нестабильности (по результатам входящей диагностики проведённой педагогом-психологом).
В результате обследование дети были зачислены на занятия к учителю-дефектологу в паре.
Оба ребёнка любят смотреть мультфильмы. У одного из учеников мультфильм «Фиксики» является любимым. Он знает героев, постоянно просматривает серии. Полный смысл содержания мультфильма ребёнку недоступен, его привлекает образ героев, их речь; звучащая музыка. Этот факт был учтён при планировании курса. Занятия «Школа фиксиков – «Умею всё!» проводятся периодически (в течении года) как обобщающие и позволяют педагогу скорректировать дальнейший процесс обучения.
По окончании занятия на основе выявленных затруднений даются консультации родителям обучающихся.
Тема занятия : "Школа фиксиков «Умею всё!". Моделирование игровой ситуации "Путешествие на остров Здоровья в школу фиксиков".
Раздел программы: Элементарные математические представления.
Цель: Стабилизация психо-эмоционального состояния ребёнка и оптимизация его возможностей (с использованием программного материала предмета «Элементарные математические представления»)
Задачи:
1. Совершенствование навыка выполнения инструкции в процессе взаимодействия, как основы конструктивного учебного поведения ребёнка;
2. Развитие тактильных ощущений и сенсорно-моторной координации, активизация межполушарных взаимодействий, развитие навыка слухового внимания и ориентировки в пространстве относительно собственного тела; побуждение к речевой активности; коррекция неадекватных поведенческих реакций;
3. Узнавание цветов (синий, жёлтый, зелёный, красный); узнавание формы (круг); соотнесение количества с числом (от 1 до 5).
Планируемый результат:
Личностный: Хорошее эмоциональное состояние ребёнка к окончанию занятия и умение рассказать о своих чувствах и эмоциях (или показать на смайлике);
Предметный: Выполнения действия по вербальной инструкции на основе математического содержания.
Формирование БУД:
Личностные действия: Отвечать за свои поступки на занятии, оценивать свои действия.
Регулятивные действия: Следовать инструкции учителя, умение выполнять действие по образцу; контролировать свои действия в течение занятия
Познавательные действия: Наблюдать, ориентироваться в окружающем пространстве, считать.
Коммуникативные действия: Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, сотрудничать с педагогом.
Оборудование:
1. Коррекционно-развивающий методический комплект «Сенсорные пластины» направленный на развитие тактильного восприятия для выстраивания числовых последовательностей;
2. Тренажёр «Лечи-играй» для гимнастики глаз, способный заинтересовать ребёнка изображением картинки дидактические материалы комплектов «Приоритет»;
3. Игрушки фиксики, портативная колонка, ковровое покрытие.
Здоровьесберегающие технологии :
1. Технологии коррекции : нейропсихологическая технология замещающего онтогенеза А. В. Семенович;
2. Образовательно-организационные: моделирующая игра;
3. Технологии профилактики и абилитации: АПК "Истоки здоровья Valeometer" (измеритель здоровья) предназначен для определения, как психофизиологических характеристик функционального состояния организма человека, индивидуально-типологических особенностей личности, так и функциональных резервов ряда основных систем и звеньев организма (сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, неспецифического звена адаптации, тренажёр-симулятор «Лечи-играй» О. Ошурковой.
Ход занятия
Структура урока Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающегося
Мотивация
(3мин)
Игровая ситуация в форме вербальной и невербальной коммуникации (мотивация).
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие!
Лена, Саша, я получила письмо с посылкой (в посылке портативная колонка с музыкальными записями). Давайте послушаем! Сядьте ровно. Чем вы будете слушать! Ушками? Молодцы! Погладьте правое ушко, а теперь левое. Наши ушки готовы! Слушаем!
Педагог, включает музыкальную заставку из мультфильма «Фиксики»
Вы узнали? Что это за песня, кто ее поет? Что это за человечки?
- Правильно!
- Да, сегодня фиксики – будут нашими помощниками.
-Они приглашают нас в свою Фиксишколу на остров Здоровья.
Лена проговаривает слово-приветствие "Здравствуйте!", Саша проговаривает слово вместе с педагогом.
Предполагаемый результат от прослушанной музыкальной заставки: "Да! Мы узнали их! Это песня фиксиков!"
«Это маленькие человечки, которые помогают мальчику»
Целеполагание
и планирование
(1мин)
() - Вы хотите подружиться с фиксиками? Вы хотите у них поучиться?
- Они здоровые, умелые, внимательные, сильные, быстро справляются с заданиями.
-Мы будем внимательно и правильно выполнять по порядку задания, которые будут у нас в путешествии как фиксики. Вы готовы?
Предполагаемый ответ ребят на вопрос: «Да, хотим!» (возможен кивок головой)
Предполагаемый ответ ребят на вопрос: «Да!»
Реализация плана,
Подготовка к путешествию
(5 мин)
- Фиксики, когда успешно справляются с заданием, делают вот так рукой:
-Лена, Саша поднимите правую руку, согните самый маленький пальчик, затем следующий (большой, указательный и средний палец подняты вверх, мизинец и безымянный прижаты к ладони) и скажите: «Тыдыщ!»
- А вот и волшебный ковёр-фиксолёт! На нём мы и отправимся к нашим друзьям.
- А теперь сядьте на ковёр (педагог указывает место, где и как должны расположиться дети: «рядом» - педагог объясняет, что значит «рядом», «посередине» - педагог указывает без разъяснения) Педагог с обучающимися располагаются на ковре.
Лена, Саша! Чтобы наш фиксолёт взлетел нам надо нажать на кнопки! Для этого мы их соберем (использование материалов набора «Приоритет» (полукруги основных цветов).
- Мы как фиксики. умелые!
- Давайте разместим наши кнопки по уголкам.
(инструкция по выполнению даётся индивидуально)
-Мы как фиксики- внимательные!
- А сейчас ударим по кнопкам, чтобы наш пульт сработал. Каждому ученику ударить 5 раз по кнопке. (инструкция по выполнению даётся индивидуально)
-мы как фиксики- сильные!
Обучающиеся по показу (или при помощи) педагога создают «символ фиксиков» из пальцев на руке и поднимают руку вверх
Обучающиеся размещаются на ковровом покрытии. собирают из трех частей круги основных цветов, размещают круги -кнопки основных цветов по ковру, в соответствии с заданием
Обучающиеся ударяют по 5 раз по кругам - кнопкам
Обучающиеся по показу (или при помощи) педагога создают «символ фиксиков» из пальцев на руке и поднимают руку вверх
Реализация план,
Знакомство с островом Здоровья
(5 мин)
(слайд) Педагог, используя портативную колонку, включает музыкальную заставку «шум мотора»
-Ну, вот мы и прилетели на остров Здоровья!
Педагог показывает фигурки Фиксиков и говорит «голосами героев» : «Здравствуй Лена! Здравствуй Саша!»
Нолик: «Ребята, наш остров очень большой и красивый, посмотрите! У меня есть волшебная труба! В неё можно все рассмотреть!
(Прибор применяется для тренировки мышц глаза, для улучшения зрения, использование тренажёра для глаз «Лечи-играй»)
Педагог объясняет обучающимся о правильной работе с тренажером.
-Смотрим по очереди (педагог напоминает, что значит по-очереди, не мешаем друг другу, ждём. Приложение 1
Обучающиеся действуют по инструкции
Реализация плана.
Закрепление математических знаний на основе сенсорной интеграции
(7мин)
Симка: «Предлагаю поиграть с волшебными пластинками».
Педагог в беспорядке кладет карточки с цифрами от 1 до 5.
(На глаза детям надевается повязка - очки.)
Педагог задает вопросы ученикам:
-Проводя по пластине руками, что вы ощущаете? Какая она? Посчитайте, сколько шероховатых пятен на пластине.
-Откройте глаза и найдите перед собой карточку с цифрой, соответствующей количеству пятен на пластине.
-Молодцы, ребята, вы такие же умные как фиксики!
Обучающиеся надевают повязку-очки и выполняют задание по словесной инструкции педагога.
Предполагаемые ответы детей: «пластина гладкая», «холодная», «одно пятно», «два пятна»
По инструкции педагога открывают глаза и находят карточку- цифру, соответствующую количеству пятен на пластине.
После выполнения задания ученики показывают символ фиксиков на вытянутой руке и произносят: «Тыдыщ!»
Реализация плана
Нейропсихологическое упражнение.
Растяжка
Логоритмические движения
(5 мин)
- Ребята, наши друзья фиксики здоровые и крепкие, потому что дышат свежим воздухом и тянутся к солнышку. Давайте выполним упражнение «Тянемся к солнышку»
Педагог предлагает обучающимся встать у стены, касаясь её пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Сделать вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание.
- Представим, что мы кончиками пальцев рук пытаемся дотронуться до солнышка. При этом необходимо тянуться вверх телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола.
На начальном этапе освоения упражнения педагог должен дать почувствовать ребёнку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за руки.
- Ребята, нам пора возвращаться в свою школу, поблагодарим фиксиков за интересные игры, с которыми они вас познакомили и вместе весело подвигаемся под песенку фиксиков «Помогатор» Приложение 2
Педагог показывает обучающимся музыкально - ритмические движения.
Обучающиеся выполняют движения по инструкции.
Оценка
Рефлексия
Обсуждение занятия
(3 мин)
(слайд) -Ребята давайте скажем спасибо фиксикам и попробуем показать свое настроение от нашего путешествия с помощью смайликов, покажите смайлик, он радостный или грустный!
- Я приглашаю всех на наш фиксолет.
Звучит шум мотора.
-Вот мы и в классе! Ребята, вы молодцы! Чётко и правильно выполняли задания. Были внимательными, сообразительными. Что вам запомнилось из нашего путешествия? Вы можете о себе сказать, что вы как фиксики?
Обучающиеся проговаривают слово: «Спасибо!».
и показывают смайлик соответствующий (радость или грусть) отношению к занятию -путешествию (при затруднении педагог помогает)
Обучающиеся садятся на ковёр, нажимают каждую кнопку пульта.
Обучающиеся оценивают свою работу.
На этом этапе особенно важно, чтобы ученики включились в диалог.