МААМ-картинки

Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья педагога

Инеза Кукава
Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья педагога

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории - Кукава Инеза Вахтанговна.

Г. Мытищи

2018г.

Здоровьесберегающая компетентность педагога - одна из основных профессиональных компетенций. Сбережение здоровья заключается не только в обеспечении безопасности жизнедеятельности, умении предотвращать угрожающие жизни ситуации и вести себя в экстремальных ситуациях, но и в организации всего образа жизни. Деты должны научиться выбирать то, что служит их здоровью каждую минуту жизни. Но сначала этому следует научиться педагогу.

Публикация «Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья педагога» размещена в разделах

Здоровье - совокупность физических, психических, духовно- нравственных

состояний человека, определяющих его самочувствие, работоспособность и отношение к окружающему миру.

Физическое здоровье – функционирование органов и систем организма человека в пределах установленных медициной норм.

Психическое здоровье- зрелость, сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Психическое здоровье не отсутствие конфликтов и проблем.

Духовно- нравственное здоровье- способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты социально- психологической адаптации. Духовно- нравственное здоровье тесно связано с ментальностью человека.

Из трёх аспектов здоровья духовно- нравственный является ведущим, поскольку он более всего связан с ментальностью человека, с образом мыслей, ценностями, смыслами и направленностью личности.

Одним из основных показателей духовно-нравственного здоровья личности является неспособность нанесения вреда себе, людям, окружающей среде, возрастающее чувство любви к жизни, ко всему живому. Духовно- нравственное здоровье личности проявляется ярче всего в кризисных и экстремальных ситуациях, показывающих, насколько человек способен оставаться человеком при любых обстоятельствах, не теряя человеческих качеств, и насколько он может восстанавливаться как личность.

В кризисных ситуациях человек проходит определённые этапы самовосстановления : шок, отрицание ситуации, агрессию и обвинения, депрессию и принятие. Чем быстрее и безболезненней для себя и окружающих людей человек достигнет стадии принятия ситуации, тем он духовно- нравственно «здоровее».Идеальным проявлением духовно-нравственного здоровья в данном случае можно считать принятие ситуации с благодарностью. В этом случае важно, что человек не просто смиряется с неизбежным и продолжает жить, а имеет в душе глубокую благодарность к существованию, более осознанное восприятие жизни.

Показателями духовного здоровья человека могут быть :

1) возрастающие принятие и любовь к окружающим, отказ от осуждения;

2) чувство единения себя, своей личности со всеми живущими, с человечеством в целом;

3) стремление к раскрытию собственного потенциала, к самореализации, креативность;

4) наличие осознанного смысла жизни, не противоречащего развитию и процветанию других людей, человечества в целом.

От самого человека зависит, каким образом организовать своё сознание. Можно всё критиковать,видеть везде вражду и чувствовать себя несчастным, жертвой. А можно прожить радостно, воспринимая жизнь как подарок, восхищаясь её загадками, открывая её закономерности.

Лично мне комфортно жить с радостью, веселясь, преодолевая все трудности достойно, при этом не думая «А за что мне это?». Решать вопросы не унывая и понять, что в жизни все ситуации складываются по разному, и ко всему вопросу нужно «присмотреться», «прислушаться» и сделать выводы, ведь жизнь- это опыт. Мне приятно с любовью, с уважением и с пониманием относиться к окружающим. Так как моё кредо «Не надо любить человечество, надо любить самого человека», стараюсь понять и принять каждого человека, таким какой он есть. Каждый человек – это личность и у каждого своя индивидуальность.

Важнейшей составляющей духовно-нравственного здоровья является позитивный образ мышления, жизненные позиции, способствующие гармонизации себя самого и окружающего пространства. Примером такого позитивного мышления служат принципы психологического исцеления.

Принципы психологического исцеления

1. Суть нашего бытия – любовь.

2. Здоровье- это внутренний покой, исцеление- избавление от страха.

3. Давать- значить получать.

4. Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.

5. Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.

6. Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путём прощения, чем осуждения.

7. Вместо того, чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всём любовь.

8. Мы можем выбрать внутреннее равновесие для себя, несмотря на происходящее вокруг нас.

9. Мы ученики и учителя одновременно.

10. Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.

11. Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.

12. Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь или взывающих о помощи.

Основная жизненная ценность – это любовь. Благодаря любви существует человечество. Достичь состояния не просто, это огромный труд души.

Очень важно, что человек, отдавая что- либо,- внимание, время, заботу, свой труд, деньги ит. Д. – делал это в состоянии избытка и получал удовольствие от процесса «отдавания», не требуя чего- либо назад или благодарности. Мне очень близка одна грузинская поговорка, которая в переводе звучит примерно так «Сделай добро, положи на камень, пройди мимо, оно тебя когда -нибудь найдёт». т. е. делая добро, не жди благодарности, просто делай от души. Мне всегда приятно творить добро, от этого не только получаю удовольствие и люблю себя. Ведь человек любя себя может дарить эту саму любовь другим. Невозможно делиться тем, чего у тебя нет. Любовью и добротой можно творить чудеса.

В процессе взаимодействия с людьми, в адекватности реагирования человека на внешние раздражители проявляется психическое здоровье. Показателями психического здоровья является способность человека управлять (не подавлять) чувствами эмоциями, в частности, справляться со стрессом, и способность к эффективной коммуникации, взаимодействию с людьми.

Составляющие психического здоровья :

1. Управление чувствами и эмоциями

2. Способность к эффективной коммуникации

3. Управление стрессом

4. Прощение

Эмоции определяются как способ непосредственного отражения окружающей действительности посредством пристрастного переживания. Чувства- осознанные устойчивые эмоциональные состояния.

В семейно- системной психологии и психотерапии различают первичные, вторичные, перенятые чувства и метачувства.

Первичные чувства - любовь, защищённость, безопасность, радость, боль человек испытывает, когда он реагирует адекватно на ситуации. Вторичные чувства- злость, зависть, обида, ненависть и т. п. появляются если не удовлетворены первичные чувства. Перенятые чувства - это чувства, «заимствованные» от старших по роду, когда они их вытесняли. Эти чувства трудно определить самостоятельно, нужна психологическая помощь. Метачувства – эта переживания чего-то великого, например: всеобщего единства людей.

В работе с чувствами и эмоциями следует различать следующее. Во- первых, нельзя путать чувства с мыслями. Допустим, некоторые называют чувствами непонимание или разочарование. И то и другое –заключение ума. Чувства- это то, что мы «понимаем» сердцем, а не головой. Ум лишь помогает назвать, определить то или иное чувство. Понимать это различие необходимо, если мы хотим научиться управлять своими чувствами и эмоциями. Надо отслеживать возникшее чувство, эмоцию и называть их.

Необходимо знать основные способы управления эмоциями и чувствами, уметь отслеживать свое эмоциональное состояние, управлять им, не распространяя свои деструктивные эмоциональные состояния на других людей.

Я по своей природе очень эмоциональный человек, но с годами учусь управлять ими.

Признаваемый всеми исследователями в области здоровьесбережения аспект здоровья- физическое здоровье. Занятие физическим здоровьем включает в себя регулярную физическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, рациональное питание, закаливание организма, соблюдение режима труда и отдыха, регулярные медицинские обследования.

Движение необходимо для жизнедеятельности любого живого организма, оно необходимо для поддержания нормальной работы нервной системы, функционирования внутренних органов. Регулярное выполнение утренней гимнастики, занятие спортом, физкультурой приносят свои плоды.

Одним из важных составляющих физического здоровья является регулярность нагрузок. Работа с телом призвана посредством специальных упражнений, помочь человеку войти в контакт со своей природой, продвигаться по пути достижения гармонии.

Человеческий организм, включая психику, функционирует по закону ритма. Поэтому в жизнедеятельности педагога в целях поддержания общей активности и работоспособности желательны чередования периодов напряжения и расслабления. В рамках календарного года и недели такие периоды отдыха целесообразно организовывать со сменой обстановки. В рамках рабочего дня –в форме гимнастики, самомассажа, дыхательных и релаксационных упражнений, пеших прогулок, занятий спортом и т. п.

Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, радоваться жизни и бороться с огорчениями, постоянное нервное напряжение – всё это подрывает его собственное здоровье. Поэтому проблема здоровьесбережения педагогов стоит очень остро. Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной.

Именно педагоги, исходя из собственного опыта и желания, демонстрировать здоровый образ жизни, могут привить его детям.

Движение и спорт закаляют тело, предохраняя его от заболеваний и замедляя процесс старения. С помощью чередования работы и отдыха можно победить свои слабости и изменить свою натуру.

Физиолог Н. Е. Введенский считал, что: «Устают не от того, что много работают, а оттого что работают неправильно». Поэтому причину повышенной утомляемости следует искать в нерациональной организации труда и отдыха, и недостаточно активном отдыхе.

Какие же существуют способы укрепления здоровья педагогов?

Способ саморегуляции своего эмоционального состояния, под руководством педагога – психолога. Он может помочь снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости. Одним из способов саморегуляции является самовнушение.

Осуществление гигиенических и профилактических мер, направленных на избежание патологий позвоночника и венозных сосудов. Эти меры включают в себя: оптимизацию статической рабочей позы при сидении и в положении стоя; разгрузку мышц спины и шеи, в ходе организационной деятельности, и после окончания рабочего дня; освоение техники самомассажа спины и шеи; укрепление мышечного каркаса позвоночника.

Использование дыхательной гимнастики и массажа активных точек.

Кислородная терапия – как метод поддержания и сохранения здоровья, под руководством медицинской сестры. Принимая хотя- бы в неделю два раза кислородный коктейль, повышается устойчивость организма к болезням и неблагоприятному условию окружающей среды, укрепляется иммунитет.

Сохранение и укрепление здоровья- процесс, требующий системного подхода. Если заботиться только об одном из аспектов здоровья, например, о физическом, то два остальных окажутся слабыми и уязвимыми. Важно соблюдать баланс, гармонию в самосбережении здоровья, не допуская перекосов.

Чтобы было понятно рассмотрим понятия : рекреация, релаксация, катарсис.

Рекреация- процесс поддержания тела в активном физическом состоянии; комплекс мер, обеспечивающих двигательную активность.

Релаксация- процесс освобождения от нервного и мышечного напряжения, внутреннего монолога; комплекс мер по достижению этого состояния.

Рефлексия- мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, речи, опыта и т. д.

Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья

Время суток Рекреация Время Релаксация Время Катарсис Время

Утро Утренняя гимнастика

Прогулка пешком 5 мин

10 мин Позитивный настрой

Водные процедуры 5 мин

10 мин Позитивные аффирмации

Прослушивание музыки 5 мин

10 мин

День Рекреация на занятиях

прогулка 20мин

1час30мин Релаксация на занятиях

Общение с природой 20 мин

1час30мин Прослушивание приятной музыки 25 мин

Вечер Прогулка

массаж 1 ч 30мин

5 мин Очищающее дыхание

Приём ванны 5мин

30 мин Занятие творчеством

Занятие рукоделием 30 мин

10 мин

Итого 3 ч 40мин 2 ч 40 мин 1ч 20 мин

Я в своей карте начала вносить изменения:

Учусь медитировать;

Уделяю больше внимание самомассажу;

Завела дневник самонаблюдения, каждый вечер записываю, что я сделала за день.

Литература

1. Башмакова Е. А. Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога - Москва,2007- 181с.

2. Башмакова Е. А., Жданова О. И. Здоровье педагога : Аксиологический аспект - ООО Издательский Центр «Наука», 2017. – 168с.

3. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб. Пособие/ Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. - М. : ACADEMIA, 2005.

4. Шепель, В. М. Как жить долго и радостно/ В. М. Шепель. - М. : Антиква, 2006.

Публикации по теме:

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики «Правильное питание — залог здоровья» МАДОУ «Детский сад № 318» г. Перми Принято: на методическом совете протокол № __ От «» ___201_» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Краткосрочной.

Индивидуальная карта психологического развития ребенка .

Индивидуальная карта развития ребёнка ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Ф. И. ребенка.

Картотека «Технологическая карта» «Из чего можно сшить одежду?» 1. Этапы деятельности 2. Формы работы 3. Хронометраж 1. Мотивационно-ориентировочный Проблемная ситуация.

Технологическая карта «Цветик-семицветик» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «Цветик-семицветик».

Технологическая карта к открытому занятию Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Лесная прогулка» Балашова Александра Владимировна Воспитатель.

Технологическая карта по математике в 3 классе Раздел Числа от 100 до 1000 (46 часов) Тема Умножение и деление чисел от 100 до 1000 (14 часов) Цели Сформировать представление об умножении.

Технологическая карта по РР «Виды транспорта» Білім беру саласы / Образовательная область/ Educational area: Коммуникация Блім / Раздел/ Subject:Развитие речи Таырыбы.

Технологическая карта проектирования учебной ситуации Предмет:Русский язык Класс - 3 Тема:Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Образовательная модель 1:1 Учебная ситуация,.

Технологическая карта проведения прогулки ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ Дата Педагог Тема деятельности Наблюдение за птицами Возрастная группа средняя группа Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья педагога
Опубликовано: 5 июня 2018 в 23:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья педагога» (включая файлы) размещена пользователем Инеза Кукава (УИ 1359933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД