Елена Клименко
Индивидуальная работа с детьми как основа вокального мастерства и творчества детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа с детьми,как основа вокального мастерства и творчества детей дошкольного возраста.
(основана на опыте работы музыкального руководителя)
Своё выступление я хочу начать с замечательных слов моей любимой поэтессы Любови Ладейщиковой:
«Природа щедро одарила нас.
Она смотрела мудрыми глазами.
Пять чувств дала, шестое, про запас.
Седьмое чувство создавайте сами.»
Публикация «Индивидуальная работа с детьми как основа вокального мастерства и творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Это великое чувство-любовь к прекрасному и удивительному. А музыкальный руководитель – истинный творец и созидатель взросления человеческой души.
Я помню себя маленькой девочкой, которую привели поступать в детскую музыкальную школу. Какими же глазами я смотрела на свою первую учительницу музыки? Я следила за каждым её жестом руки. У неё был великолепный вокальный голос, который просто меня манил. Я думаю, эти детские воспоминания, которые до сих пор хранятся в моём сердце, сыграли ту главную роль в выборе своей профессии. Я стала профессиональным учителем музыки. И она сопровождает меня всю жизнь!
Работая с детьми в детском саду, я ставлю перед собой главную цель:
Своим творчеством и знаниями,зажечь в каждом ребёнке ту искорку, которая поможет им в будущем понимать и отличать плохое от хорошего, прекрасное от нелепости!
А моя главная задача, как музыкального руководителя. заключается в том, чтобы научить и приобщить детей к музыке, по средствам вокального исполнения.
Но как научить ребёнка понимать и ещё больше сохранить эту любовь к музыкальному творчеству? Самое главное, стать учителем. проводником в этот мир прекрасного под названием музыка!
Работая музыкальным руководителем, я стремлюсь в первую очередь, развить вокальные и эмоциональные способности ребёнка. Хорошо, когда уже в 5-6 лет ребёнок прекрастно интонирует и пытается вынести содержание песенки своими артистическими способностями.
С ними очень легко работать. Скорее всего, эти дети, становятся ведущими звёздочками в группе. Очень важно выделить этих детей из общего состава и помочь им в индивидуальном музыкальном развитии. Над этим я сегодня работаю.
Сделав срез музыкальных данных детей в каждой группе детского сада, я создала вокальную группу детей и дала ей название «Билет в детство». В неё входят 8 человек. Возраст детей 5-6; 6-7 лет. Это самый прекрасный возраст детей, с которым можно работать над вокальным исполнением. Прививать любовь к песне, танцам и игре на музыкальных инструментах.
Работа с детьми в вокальной группе не так проста,как может показаться. Занятия проводятся два раза в неделю, по 20-30 минут. И дети знают, что музыкальное занятие с музыкальным руководителем, не просто пение их любимых песен. Это ещё и работа,которая требует от них сил и терпения.
В назначенное время, дети свободно заходят в музыкальный зал и подходят,не садясь, к своим стульчикам. Начинается занятие с музыкального приветствия.
Музыкальный руководитель: «Здравствуйте,ребята!»
Дети : «Здравствуйте!»
Затем приступаем к самой главной, на мой взгляд, части работы : разогреву вокального аппарата. Даже если занятия проводятся во второй половине рабочего дня, я всё равно уделяю распевкам большое внимание. При этом речевые упражнения чередуются с упражнениями на дыхание. Все упражнения построены в игровой форме и очень нравятся детям. Так как мы уже знаем название семи основных ступений в гамме, то заканчиваем распевание весёлой попевкой, построенной на семи основных звуках гаммы. При этом, пытаемся, правильно контролировать своё дыхание в ней.
Ну вот, музыкальный инструмент, под названием «голос», готов. И мы продолжаем наше музыкальное занятие.
Дети очень любят новые песни и всегда с нетерпением ждут встречу с ней. А она у меня всегда сопровождается сюрпризным моментом. Перед знакомством с новой песней, я показываю игрушку или картинку будущего музыкального персонажа песни. Предлагаю детям обрисовать его. Сначала эстетически,а затем музыкально. Где он живёт? Что любит? Как разговаривает? Какой у него голос? И, наконец, как поёт? И тем самым подвожу детей к сути выбранной песенки. И им не составляет особого труда, представить этого героя говорящим или поющим с ними. Я прошу каждого ребёнка попеть с ним. Ну вот и сама песенка. Но какая познавательная и эмоциональная работа была сделана перед её прослушиванием!Конечно дети с большим удовольствием слушают эту песенку и даже пытаются её повторять.
На следующем занятии,мы начинаем разучивать эту песенку,но учить не словами, а музыкальными фразами. Имея за спиной большой опыт вокальной работы с детьми, я сделала огромный вывод: дети лучше запоминают музыкальное произведение не словами, как принято традиционно, а музыкально, подходя к каждой строчке текста индивидуально. (музыкальными фразами). И это действительно мне помогает в работе с детьми более качественно, интонационно, выполнять все поставленные вокальные задачи. Сначала пропеваем песенку по музыкальным фразам в сопровождении фортепиано все вместе. А потом индивидуально с каждым ребёнком. Все вместе слушаем как поёт Света. А потом, Серёжа. При этом акцентирую внимание детей на более или менее эмоциональное исполнение песни тем или другим ребёнком.
Я не делю свою вокальную работу с детьми на несколько этапов. Пытаюсь при исполнении добиваться от детей сразу чистой интонации и яркой эмоциональности. Иногда детям даже не приходится говорить о настроении исполнения песенки. Они его сами чувствуют и отвечают на него отзывчивой улыбкой.
Таким образом мы подходим к следующему виду работы – повторению любимых, уже выученных ранее песен. А не любимых у нас прсто нет! Я включаю музыкальные фонограммы песен, в которых ребята уже хорошо знают и текст и мелодию. При этом я слежу за тем, чтобы дети не выделялись из группы, а слушали друг друга. Даю детям установку: только в унисон с соседом ты можешь петь хорошо. А самое главное, акцентирую внимание детей на то, что при эмоциональном состоянии, они могут не замечать собственного крика. Или наоборот : у видя в зале знакомое лицо, петь очень тихо и не артистично. Это бывает на праздниках и развлечениях. Поэтому все выученные песни мы поём уже не на стульчиках, а на сцене. Перед воображаемыми гостями и зрителями. Некоторые песни пытаемся исполнять на музыкальных инструментах, но пока они нас отвлекают от пения. И нам есть над чем поработать.
В своей работе с вокальным коллективом, я даю детям такой музыкальный репертуар, который может свободно прозвучать на любом развлечении и празднике.
Вокальная работа с детьми - это большой труд, как у педагога, так и у детей. Ведь нагрузка, которая ложится на ребёнка, не всегда бывает ему посильна. Один ребёнок устал после 10 минут работы. А другой просто не хочет уходить и просит продлить наше занятие. И мне, как музыкальному руководителю, очень важно найти то зерно, то звено, которое объединило бы эти два начала. Чтобы дети с удовольствием шли и уходили с моих музыкальных занятий. Я создала и работаю с вокальной группой «Билет в детство» совсем не давно. Но как педагог -практик, вижу будущих своих воспитанников на сцене не только своего Дома культуры станицы,но и призёрами конкурсов вокального мастерства других сцен и городов.
Только тогда, когда в глазах наших детей будет сверкать звёздочка любви к прекрасной песне и вокальному творчеству, моя задача, задача музыкального руководителя будет выполнена на 100 %. А заложенное мной в детстве мастерство владения исполнения прекрасной музыкой и любовь к вокальному искусству дети пронесут на всю жизнь.