Камал Калибаева
Индивидуальная программа по самообразованию. Воспитание на социокультурном опыте
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Сказка», город Когалым.
Воспитатель : Калибаева Камал Алтаевна.
Индивидуальная программа по самообразованию «Воспитание на социокультурном опыте».
ЦЕЛЬ: Создать необходимые условия для формирования системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании.
Публикация «Индивидуальная программа по самообразованию, Воспитание на социокультурном опыте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
ЗАДАЧИ: 1. Повысить собственный уровень образования по проблеме. 2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме. 3. Объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей; 4. Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей; 5. Повышать педагогическую культуру родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
2. Повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно -образовательном процессе;
3. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания детей. ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
: 1. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» - М. : Издательский дом «Истоки», 2012г.
2. Кузьмин И. А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. - М. : Издательский дом «Истоки», 2015г.
3. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» Том 11. - М. : Издательский дом «Истоки», 2012г.
АКТУАЛЬНОСТЬ: На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. И наше дошкольное учреждение не исключение. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду, а с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров, и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а очередной объект воспитания. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов : семьи и детского сада. На сегодняшний день «Социокультурные истоки», это лучшая программа, в которой активную роль играют родители. Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей.
Программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми. Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение занятий с родителями по программе «Социокультурные истоки»;
2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста.
В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми. Содержание книг носит интегративный характер. В них содержатся произведения разных жанров: стихи, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.
Методы процесса самообразования :
1. Планирование и проектирование образовательного пространства в группе дошкольников.
2. Практическое применение в педагогическом процессе современных форм и методов познавательного развития дошкольников.
3. Участие в Интернет – форумах, конкурсах по заявленной проблеме.
4. Сбор и селекционирование информационно-практического материала по проблеме.
5. Создание картотек, медиа-подборок. Формы самообразования : • индивидуальная (индивидуальный план, групповая – участие в институционных, городских, региональных, всероссийских и международных педагогических сообществах (мастер-классы, творческие группы, семинары, вебинары, конференции и др.)
План работы по самообразованию на 2020-2021учебный год.
1. Организационно-ознакомительный этап – сентябрь - ноябрь.
Определение темы самообразования, подбор и изучение литературы по проблеме, составление плана работы, разработка картотеки дидактических игр, игровых материалов;
Практический выход: план работы по теме самообразования, составление картотеки игровых материалов.
2. Основной этап - декабрь-март. - Участие в вебинарах по теме. - Подборка дидактических игр, наглядно-дидактических пособий, художественной литературы для детей по духовно-нравственной деятельности; - Проведение анкетирования родителей «Духовно-нравственное воспитание детей».
- Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
- Проведение консультаций для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье», «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости», оформить папку-передвижку «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье».
Практический выход: показ презентации на педагогическом часе «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»; аналитическая справка по результатам анкетирования, текст методических рекомендаций и консультации для родителей;
3. Заключительный этап - апрель - май. Подведение итогов работы по решению поставленных задач, выводы, самоанализ. Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год
Практический выход: творческий отчет (презентация, Выводы.
Работа с детьми.
Сентябрь.
Показ презентации: «Русские народные сказки»,
Октябрь
Активное занятие «Сказочное слово»
Ноябрь.
Активное занятие «Традиции слова».
Декабрь.
Активное занятие «Светлый образ», художественное творчество «Люблю березку русскую».
Февраль.
Показ презентации «Мастера своего дела»; слушание сказки «Каменный цветок» и обсуждение характеров героев, рисование сюжетов из сказки.
Март.
Активное занятие «Семейные традиции»; чтение сказки «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо».
Апрель.
Чтение рассказа «О первом красном яичке», художественное творчество «Роспись Яиц».
Май.
Презентация ««Игры наших бабушек».
Работа с родителями.
1. Консультация для родителей «Знакомство с программой «Истоки»»
2. Папка-передвижка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье».
3. Консультация «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье».
4. Папка-передвижка «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости».
5. Консультация для родителей «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?».
6. Анкетирование родителей «Духовно-нравственное воспитание детей».
7. Индивидуальные консультации по просьбе родителей.
8. Организация «Почты доверия».
19. Выставка рисунков совместного с детьми творчества на тему «Рождество в нашей семье».
Работа с педагогами.
Консультации : «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности».
Использованная литература: Истоковедение, Том 5, Издание 5-е дополненное М. :, Издательский дом «Истоки», 2016. — 224с. Истоковедение, Том 11, М., Издательский дом «Истоки», 2015–320с. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. М: Издательский дом «Истоки», 2015. — 216 с. ;