Людмила Терещенко
Индивидуализация в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
1. В условиях официального дошкольного образования индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях.
В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственными неповторимыми характеристиками – энергетическими особенностями, интересами, любимыми занятиями, отношениями и др., в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Самым поверхностным примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в содержании обучения. В двух одновозрастных группах образовательная программа осуществляется по-разному. В одной группе требуется больше времени для того, чтобы дети освоили счет (работу с акварелью, рассказывание и пр., в другой на эту работу нужно больше времени и усилий. Более глубокий слой групповой индивидуализации связан с конкретными интересами и потребностями детей и взрослых. В каждой группе может формироваться своя социокультурная ситуация, связанная с контингентом родителей, их интересами и увлечениями, с личной увлеченностью воспитателей, с преобладанием мальчиков или девочек в группе, с принятыми правилами в группе. Очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.
Публикация «Индивидуализация в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, некоторые дети посещают танцевальный кружок, другие – изобразительный кружок. Одни проявляют большой интерес к музыкальной деятельности, другие – к изобразительной. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Индивидуализация образования может реализовываться и на персональном уровне. Это характерно для каждого ребенка, так как каждый – уникальная личность, самоосуществляющаяся в своих условиях жизнедеятельности. Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие- либо серьезные особенности развития.
В целом сочетание потребностей, возможностей, интересов и способностей к какой-либо деятельности определяет познавательную направленность и активность каждого ребёнка, придает персональной и кооперативной деятельности творческий характер, способствует формированию своего уникального опыта.
2. Одним из важнейших методов обучения обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования. Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации выбора своих идей в партнерстве с другими. Метод включает в себя наблюдения за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели достигнуты – вновь организуется процесс планирования, а если нет – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; в других случаях он требует больших усилий и длительного времени. В нашем детском саду педагоги тоже используют метод реагирования в своей работе. Например: после посещения всей группой спектакля в театре «Арлекин» возникает ситуативный разговор о театрах в городе Омске. Выясняется, что же дети знают о театрах Омска, о профессиях людей, работающих в театре. Затем обсуждается, что дети хотели бы еще узнать? А как они это могут узнать? Так возник в группе проект «Театральный Омск», в котором сотрудничают воспитатели, дети и родители.
3. Важный метод обеспечения индивидуализации – тщательный отбор материалов. Элемент обеспечения индивидуализации тщательный отбор материалов иллюстрирует пример лепки, контсруирования. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию.
4. В основе этого метода «строительных лесов» – идеи Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - лежит граница между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослому нужно не задавать этот уровень, а увидеть его приближение через наблюдение. Например, наблюдая за действиями двухлетнего ребенка, который горизонтально выкладывает кубики на столе (заборчик, но не использует их для того, чтобы, двигая цепочку кубиков, изобразить паровозик или же поднять цепочку кубиков вертикально вверх и сделать башенку, педагог может задать вопрос «А если сделать вот так?» или просто в параллельном действии выполнить другую конструкцию, другое действие. Дальше выбор за ребенком: попробовать или проигнорировать. Суть метода в создании условий, помогающих ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг, например, это в данной ситуации это может заключаться в повторении процессов прямой или косвенной помощи и поддержки взрослого.
5. Принцип Иррадиирующего обучения основан на признании различий в интересах, мотивах, динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:
1. Предъявление нового через презентацию предмета
2. Рассказы детей научившихся действию другим детям (Вы сегодня узнали, научились, давайте расскажем об этом другим ребятам)
3. Направляем детей за знаниями к детям усвоившим действие (Если вы хотите узнать, научиться, можете обратиться к)
Таким образом задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя данные принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.
6. Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно