Алёна Зверькова
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении групповое пространство организовано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и, что важно, – для развития и реализации разнообразных идей.
Помещение групп разделено на так называемые зоны или центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное
количество различных материалов для исследования и игры.
Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской», «Больницей», «Заправкой», «Автомастерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство. С этой целью приобретены столы, полки, мягкие модули, изготовлены ширмы своими руками, которые могут использоваться для различных игр, для того, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства.
Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в центрах, а затем возвращать их на место, сами места хранения выделены и снабжены яркими, красочными этикетками, где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей.
Мы планируем помещения таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.
Чтобы удовлетворить потребность детей в уединении, используем ширмы, оформляем уголки «уединения», в которые можно положить подушки-думочки, поставить диванчик или разместить мягкие модули и пр. Таким образом, ребенку спокойно и комфортно работать и играть, в том числе и в моменты самых сложных и интересных игр. Такая организация пространства позволяет сосредоточиться на своем деле и ограничивает риск отвлечения за счет случайного «вторжения со стороны».
Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения учитывают, прежде всего, возрастные особенностей детей.
У младших дошкольников активно развивается двигательная деятельность вместе с тем, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, уверенности, поэтому при расстановке оборудования предусматриваем достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения.
В младших группах предметную среду создаем так, чтобы она стимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов, «подсказывала» способы обследования и действий. Игрушки подбираем разных размеров, в нескольких экземплярах, ярких привлекательных цветов.
У детей 4 лет и старше резко возрастает интерес к сюжетно-ролевой игре, поэтому, начиная со средней группы, воспитатели уделяют большое внимание созданию условий для сюжетно-ролевых игр. Как я уже отмечала выше, пространство для игры организовывают сами дети, проявляя свои интересы и замыслы.
В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание: развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки, самооценка, уровень притязаний. Поэтому в группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках, «Дереве добрых дел», персональных выставках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения. На планшете «Моё настроение» дети отмечают свой утренний эмоциональный фон и могут менять его в течение дня. Так же, воспитателями разработана поощрительная система для детей набором фишек или медалей. Продукты творческой деятельности детей педагоги оформляют в индивидуальные папки «Успеха».
В групповом помещении на самом видном месте вывешивается плакат или почетная доска с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки каждого воспитанника.
Принцип индивидуализации обеспечивается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится. Это обеспечивается через насыщение групп развивающими играми, пособиями, в том числе повышенного уровня сложности, с учетом
образовательных потребностей и индивидуальных способностей каждого воспитанника.
Постоянно действующая выставка творчества ребенка, размещенная на 1 этаже, развивает его и вызывает чувство гордости. На сайте детского сада демонстрируются видео-ролики с достижениями воспитанников и педагогов ДОУ.
Организованная таким образом среда в помещениях ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
В нашем учреждение имеется группа компенсирующей направленности. В организации ее развивающей предметно-пространственной среды были учтены особые образовательные потребности детей с ОВЗ, что тоже предполагает индивидуализацию среды.
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.