Татьяна Федоткова
Общение с ребенком с учетом его гендерных особенностей. Девочки и мальчики
▼ Скачать + Заказать документы
По ФГОС ДО педагогу заданы ориентиры на учет индивидуальных характеристик ребенка в образовательном процессе, развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование коммуникативной деятельности детей.
Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка- это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности.
Темочки:
В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие., они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных отношений.
Правильная организация общения детей- одна из задач взрослых (сначала в семье, позже- в детском саду и школе). И везде главная цель –научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.
Мы выделяем следующие условия развития общения : моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких- либо решений, игры- упражнения, познавательные беседы, сюжетно- ролевые игры, совместная работа.
Поводом к общению – новые книги, энциклопедии, просмотр фото, видео материалов. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем.
В самом начале года проводятся занятия по обучению детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуации общения.
Игра «Назови ласково», «Живая неделя», беседа «Как провел выходные».
Воспитание высокой культуры общения через совместные праздники, развлечения, досуги (стихи, песни, обсуждения.). Чтение народных песен, сказок, рассказы о былинных героях.
Я думаю, что нам надо быть образцом поведения, обращать внимание детей на то, как ведут себя взрослые. Общаться и с мальчиками и с девочками в условиях ДОУ, создать позитивную, доброжелательную обстановку; организация совместных игр, уголок творчества. Пространство для практического познания мира с учетом гендерных особенностей : игрушки для совместных игр.
Взрослые, устанавливающие правила общения в ДОУ, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу, обучение ситуативно- деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях, в театральных постановках, физкультуре. Если сам воспитатель во время занятий оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей.
Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.
Ежова Е. С. Гендерные особенности общения дошкольников// Образование и воспитание. - 2017.- №1.- С. 17-19. –URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1874/
Ученые единодушны –гендерная устойчивость формируется социокультурными нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и взрослых (родителей). Гендер –род (от лат. gens) –социальный пол, зависящий не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Биологический пол –это данность, а гендер –это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. Гендер формируется у личности к 5 –му возрасту, а затем только, обогащается содержанием репертуара ролей, воспроизводится и укрепляется.
Воспитатель: Федоткова Т. В. ГБДОУ №105 Центрального района Санкт-Петербург