Лариса Козловская
Индивидуализация образовательного процесса через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются с целью обучения и воспитания детей.
Принцип индивидуализации дошкольного образования направлен на преодоление противоречий между уровнем той деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого воспитанника. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса через дидактические игры» размещена в разделах
Возможно ли в дидактической игре реализовать принцип индивидуализации? Возможно, если игра будет направлена на возможности каждого отдельного воспитанника.
Цели таких дидактических игр будут зависеть о того, в рамках какой темы недели осуществлялось взаимодействие с воспитанниками. Такая игра служит средством самостоятельного закрепления материала, полученного в процессе образовательной деятельности, таким образом, то, что дети усвоили в рамках тематической недели – переносится в самостоятельную деятельность.
Особенность данных игр заключается в том, что они имеют элемент автодидактики, т. е. воспитанники самостоятельно выполняют все задания и имеют возможность проверить правильность своих действий. У детей развивается самостоятельность, умение принимать решение, способность регулировать и контролировать свои действия, умение следовать правилам и определённой последовательности, таким образом, формируются предпосылки учебной деятельности.
Создавая дидактическую игру, мы не отходим от общепринятой в педагогике структуры:
• дидактическая задача;
• игровая задача;
• игровые правила (организация действий, поведения детей);
• игровые действия (то, что должны выполнить дети);
• результат.
Так как игра создаётся на платформе в сети интернет и имеет свои особенности, то эти особенности обязательно обговариваются с детьми. Воспитанникам объясняются правила игры : необходимо правильно выполнить все задания. Задания имеют разные степени сложности: жёлтые значки – самые лёгкие задания, зелёные – средней степени сложности, красные – самые сложные. Ребёнок для себя должен выбрать один из цветов и пройти все задания до конца. Выбирать задания на каждом этапе разного цвета не стоит, так как нарушится логика игры. Каждое задание озвучивается и прописывается. Ребёнок, который не умеет читать прослушает то, что от него требуется и выполнит это. Программа позволяет загружать различные картинки, записывать звуки, выводить по ссылкам в интернет, таким образом, игровые действия могут быть самыми разнообразными, что поддерживает интерес ребёнка на протяжении всей игры. Задания в игре не противоречат программному содержанию и возрасту детей.
Но может возникнуть проблема: воспитанник будет постоянно выбирать самый лёгкий уровень и без особых усилий проходить игру. Как этого избежать? Так как дети старшего дошкольного возраста имеют завышенную самооценку и стремятся к лидерству, необходимо ввести соревновательный момент, таким образом создать мотивацию к прохождению других уровней. Для этого в данных играх результатом являются заработанные фишки: обычная, серебряная и золотая, которые дети получают за прохождение разных уровней. Кроме фишек предусмотрено звание, которое ребёнок получает за каждый уровень. Дети обязательно захотят получить звание «Самый лучший игрок», а значит – пройдут постепенно все уровни. Для этого придуманы особенные значки: после прохождения всех заданий необходимо проверить себя и нажать на «игровую приставку». Если какое-то из заданий выполнено неправильно, можно вернуться к нему и подумать ещё раз. После значок «корзиночка» покажет детям, какую фишку и какое звание (титул) они получают. В этом же значке предусмотрена мотивация детей к прохождению следующего уровня, благодаря этому у ребёнка формируется такое качество личности, как инициативность.
Кроме этого педагогами в группе изготовлены значки-эмблемы «Хороший игрок», «Эрудит», «Лучший знаток». Значки дублируют звания, полученные в игре. Приобретая значок «Хороший игрок», ребёнок будет стремиться получить значок «Лучший знаток». Таким способом нам удалось избежать того, чтобы дети отдавали предпочтение лёгкому уровню.
Здесь также важна и работа педагога. Видя, что ребёнок выбирает самый простой уровень, воспитатель наблюдает за ребёнком и по необходимости осуществляет индивидуальное взаимодействие.
Так как эта игра в сети интернет, играть в неё можно и дома, что актуально в нынешнее время. Даже когда ребёнок по определённым причинам находится дома, он по ссылке в интернете может с лёгкостью прейти в игру и выполнить задания.
Играть в эту игру можно двоим детям сразу. Причём они могут проходить различные уровни одновременно. Ребёнок, который проходит более сложный уровень может помочь своему товарищу, выбравшему более лёгкий, таким образом, осуществляется взаимодействие между сверстниками. Развивается взаимопомощь.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра с разными уровнями сложности позволяет не только закрепить материал по теме недели, реализовать принцип индивидуализации, но и формировать инициативную и самостоятельную личность; позволяет развивать психические процессы и формировать нравственные качества человека.