Ольга Забурнягина
Консультация «Индивидуализация, как элемент «семейной» модели воспитания в доме ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил:
«Братский областной
специализированный дом ребенка»
Забурнягина О. Л., Каспирская Е. С.
Среди методологических принципов, на которых строится российское образование в XXI веке, важное место последнего времени. Концепция модернизации образования выделяет, занимает принцип индивидуализации. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий принцип индивидуализации, как один из ведущих методов образования. Развиваются эти идеи в русле личностно-ориентированного подхода к образованию.
Публикация «Консультация „Индивидуализация, как элемент „семейной“ модели воспитания в доме ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для родителей
- Темочки
Основа индивидуализации – учет индивидуальных особенностей ребенка и его социального окружения.
С 2015 года в доме ребенка реализуется программа «Как дома», которая основана на «семейной» модели воспитания. Основная задача этой программы – приблизить условия проживания детей в доме ребенка к домашним, семейным; адаптировать детей к жизни в семье. Вся наша деятельность ориентирована на интересы и потребности детей. Изменилась форма взаимодействия близкого взрослого и ребенка. Поэтому в нашем учреждении наиболее важна тема индивидуализации.
Индивидуализация образовательной деятельности в доме ребенка основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в доме ребенка, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества.
Мы создали условия для осуществления индивидуализации :
- сформирована новая форма взаимодействия взрослого и ребенка : взаимоотношения с детьми выстраиваются на основе доверия и сотрудничества; обеспечивается эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддерживается индивидуальность и инициатива детей через создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для выражения ребенком своих чувств и желаний; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и т. д.);
- во время обучения воспитатели ориентируются на уровень развития каждого ребенка, на его индивидуальные возможности.
Все дети, как известно, разные, и каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Пространственная среда в «семьях» создана таким образом, чтобы каждый ребенок имел свои личные вещи, которые хранятся в индивидуальном шкафчике (альбом с фотографиями, игрушки, подаренные в день рождения, одежда, рисунки и т. д.).
В «семьях» сформированы «семейные» традиции: совместное чаепитие по вечерам, просмотр совместных «семейных» фотографий, слушание колыбельных песен и сказок перед сном, празднование дня рождения каждого ребенка. В день рождения ребенка готовится пирог со свечами, наряды для детей, особенно для именинника, празднично оформляется игровая, приглашаются гости с других «семей», дарится подарок имениннику и т. д. Именинник принимает поздравления, задувает свечи и приглашает всех к столу.
С переходом на семейную модель воспитания в группах заметно улучшился психологический климат. Дети живут в атмосфере дружелюбия, благодаря чему, они стали спокойнее, стали лучше спать, перестал наблюдаться синдром госпитализации. В «семьях» уже сформированы семейные традиции. Дети почувствовали свою значимость, принадлежность, ведь с уменьшением количества детей в группе, у воспитателей появилось больше возможности уделять внимание абсолютно каждому ребенку. Воспитатели стали для детей как мама – самым близким взрослым. Теперь в полной мере удовлетворяется потребность детей в общении с значимым взрослым, происходит снижение беспорядочного дружелюбия. Всё это является залогом гармоничного развития ребенка.