Шамраева Елена Владимировна
Иллюстрированные истории в картинках «Виммельбух»
▼ Скачать + Заказать документы
«За кажущимся хаосом мира скрывается порядок».
Примерно так можно охарактеризовать «Виммельбухи» - книги для разглядывания, которые мы применяем в работе с детьми. Страницы насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев, причем часто рассчитанных на разный возраст.
Малыш будет разглядывать крупные картинки, ребенок постарше обратит внимание на героев, посчитает, сколько предметов на картинке.
Темочки:
Эти книги не навязывают сюжет его можно придумать самим и обсудить развитие каждой из историй, фантазируя вместе с детьми. Несмотря на то, что текст чаще всего отсутствует или его очень мало, именно этот формат книг помогает развивать речь и обогащает словарный запас.
В процессе работы с наглядными картинками, задавая наводящие вопросы, нам педагогам и родителям легче понять, какие проблемы тревожат малыша, и поэтому стараемся справиться с ними еще на стадии моделирования ситуаций с персонажами выдуманных событий.
На основе образовательной программы «Теремок», которая строится на принципах вариативности и амплификации, мы создаем мотивирующую среду, в том числе применяя иллюстрации с многофигурной композицией.
Небольшим по размеру книгам и иллюстративным картинкам находим применение в индивидуальной работе с детьми.
Разглядывая картинки вместе с ребенком, сочиняем совместные рассказы-повествования, а затем обсуждаем их. Психологи говорят, что в отличие от традиционных книжек с текстом виммельбух можно «читать» бесконечно, и это каждый раз будет новая история.
Сотрудничество с участниками образовательных отношений строим на сознательном активном взаимодействии, наполненном разнообразием внутреннего содержания. Вдохновленные идеями и предложениями педагогов родители активно принимают участие в создании развивающей предметно-пространственной среды.
На электронные почты родителей нами регулярно осуществляется рассылка мастер-классов по развитию речи и знакомство с окружающим миром с использованием книжной продукции виммельбух, которая подходит для семейного чтения, что так сближает детей и родителей.
Наличие библиотечного пространства дает пользователям возможность для самообразования, просвещения и интеллектуального досуга зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме.
Для удобства образовательной деятельности с группой детей, мы применяем самодельные красочные виммельбухи большого формата гибкость и трансформируемость которых, не нарушает условий развития детей.
Перед нами стоит задача научить правильному прочтению картинок, это занятие увлечет даже самого требовательного и активного ребёнка.
С малышами до трех лет строим диалог на основании трёх вопросов, развивающих речь, кругозор, усидчивость, тренирующих память, концентрацию внимания.
Кто это, что это? Он помогает найти всех персонажей картинки : людей, животных, растения, различные предметы. Умение всех обнаружить и правильно назвать очень важно, чтобы не потерять часть смысла, без которого понимание картинки будет неполным.
Второй вопрос – какой, какая, какое? Учим детей разглядывать нарисованных персонажей и замечать те черты и характеристики, которыми наделил их художник.
Вопрос – что он (она, оно) делает, нацеливает ребенка на то, чтобы заметить характер активности каждого персонажа и назвать его. Это для малышей более сложно, но очень значимо, так как начинает открываться смысл взаимодействия изображенных на картинке героев.
Мы используем виммельбух не только как развивающие пособие, но и применяем его в игровой деятельности с детьми.
Например, повторяем с детьми движения персонажей, подражаем их голосу, проговариваем разные эмоции и настроения. Хорошо откликаются малыши на такую игру как «Найди сбежавшего персонажа», или «Что делает персонаж» и т. д. Предлагается небольшой вводный рассказ, например о грустном барашке, сообщаем, что он сбежал с фермы и прячется где то в групповом помещении. Увеличенная копия картинки с книги размещается заранее в пространстве группового помещения, но так что бы ее можно было найти. Походив с детьми и найдя искомого персонажа, мы предполагаем, почему сбежал барашек, почему он грустный, что сделать такого, чтобы поднять ему настроение. Если дети затрудняются с ответом, они получают предположения от нас.
Далее воспитанники продолжают самостоятельную игровую деятельность на ферме с домашними животными, или собирают картинки пазлы, или сооружают загон для барашка из строительного материала. Вариантов много, всегда можно придумать, что то еще.
Аристотель говорил : «Познание начинается с удивления»
Удивляют наших любознательных малышей и дети старшего возраста.
В студии «Цветные ладошки» ими рисуются плакаты с сюжетными изображениями по мотивам книг виммельбух.
В рамках интереса и возможностей ребёнка мы применяем различные методы и способы обучения, сочетая их, друг с другом.
Познание дошкольниками мира происходит в основном эмоционально-практическим путем, обращается внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются. Картинки легко запоминаются, они более выразительны, быстрее передают сообщение.
Это первый уровень, освоения книг виммельбух для ребенка до трех лет. Впереди еще долгий путь.
Следующим шагом маленького разглядывателя книг будет умение отвечать на более сложные вопросы. Например, куда смотрит персонаж и что привлекло его внимание? А еще важно уметь понять, чего хочет персонаж. А дальше — о чем он думает. Отвечая на эти вопросы, ребенок постепенно учится мысленно представлять себе психический мир нарисованных героев. Такое умение психологи считают важнейшим основанием для будущей способности ребенка понимать психологию окружающих людей, способности, которая определяет качество формирования его социального интеллекта.
Эта способность развивается не только через разглядывание картинок.
Но, несомненно, можно сказать, что общение с картинками, сделанными хорошим художником, который наделил нарисованных персонажей душевным миром, для ребенка будет чрезвычайно полезным.