Юлия Филиппенко
Консультация «ИКТ в работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в работе логопеда
Учитель-логопед МБДОУ №78 «Колокольчик»
г. Симферополь
Филиппенко Ю. В.
Необходимо отметить, что в последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Стандартные коррекционные приемы быстро надоедают и утомляют детей, а значит перед нами встает необходимость поиска новых коррекционных форм
Публикация «Консультация „ИКТ в работе логопеда“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В наше время компьютерные технологии приобрели огромную популярность. Неудивительно, что современные дети с раннего возраста уже привычны к смартфонам, планшетам, компьютерам. Однако все мы знаем, что длительное и необдуманное использование компьютера не принесет пользы детям.
Было бы неплохо совместить приятное с полезным. И выход есть.
Мы можем включить в свою работу ИКТ. (Информационно-коммуникативные технологии).
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др. [2]
Отметим плюсы использования ИКТ в работе логопеда :
1. Игровая форма обучения;
2. Полисенсорное воздействие;
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
4. Повышение интереса к обучению;
5. Экономия временных ресурсов.
6. Использование ИКТ на любом этапе работы
При использовании ИКТ на логопедических занятиях решается ряд задач:
1. Задачи творческого развития:
• развитие воображения;
• развитие познавательной активности.
2. Ознакомительно-адаптационные задачи:
• ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
• знакомство детей с компьютерными программами;
• преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
• формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
3. Коррекционно-образовательные задачи:
• формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
• формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
• развитие психических функций.
Таким образом, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем.
Плюсов много, и про них мы поговорим подробнее. Однако хотелось бы отметить некоторые требования, которые необходимо соблюдать в процессе использования ИКТ в работе с детьми.
Главное из них – включать задания с использованием компьютера необходимо фрагментарно. Нельзя построить все занятие с опорой на компьютер. Компьютерные технологии лишь дополнительный вспомогательный материал, и об этом стоит помнить.
Необходимо соблюдать следующие условия сбережения здоровья:
• Работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю
• Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин.
• По возможности, использовать новых моделей монитора. [4]
Теперь рассмотрим в каких же видах и формах существуют ИКТ.
• компьютерные дидактические игры;
• развивающие flash-игры
• ресурсы сети Интернет;
• мультимедийные презентации;
• видеоролики и др.
Наиболее распространенными в работе логопеда являются игры и презентации.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение то есть факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. [1]
В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом, можно выделить такие преимущества:
• информационная емкость;
• компактность;
• доступность;
• наглядность;
• эмоциональная привлекательность;
• мобильность;
• многофункциональность. [5]
Мультимедийную презентацию можно использовать во всех видах работы.
• работа над артикуляционной моторикой;
• работа над развитием речевого дыхания;
• развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
• развитие лексико-грамматических навыков;
• развитие словаря и связной речи;
Так же существует много вариантов компьютерных игр. Самые известные из которых «Игры для Тигры»[3] а так же игры составленные образовательным порталом «Мерсибо».
Стоит упомянуть что использование ИКТ в работе логопеда уместно не только в работе с детьми, но и при работе с родителями и педагогами. Ведь даже взрослые в глубине души немножко дети и им тоже хочется увидеть что-нибудь яркое и интересное.
Перечислим виды взаимодействия с родителями и педагогами с использованием ИКТ:
• электронные информационные рюкзаки (рекомендации на переносных носителях);
• рекомендации для родителей на сайтах педагога или учреждения;
• консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, выполненные с помощью компьютера)
• логопедические тренинги и мастер классы;
• семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании.
Таким образом можно заключить, что использование ИКТ в работе логопеда, открывает широкие возможности для творчества, а так же отличается высокой функциональностью.
На данный момент есть ряд готовых компьютерных игр. Тем не менее существует множество способов проявить творчество и сделать свой игровой материал с помощью современных компьютерных программ.
ИКТ это весело увлекательно и интересно, однако не стоит забывать, про правила использования компьютера в работе с детьми.
Список используемой литературы
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
3. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
4. СанПин 2.4.1.2660-10 п. 12-21
5. Интернет источник https://logoburg.com/index.php