Ольга Чернякова
ИКТ технологии как средство повышения мотивации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников
“Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы”.
Семенов А. П.
Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Публикация «ИКТ технологии как средство повышения мотивации дошкольников» размещена в разделах
Как показывают данные психолого-едагогичеких и дидактических исследований (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, О. К. Тихомиров и др., необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, так как именно они способны обесечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.
Вспомним, что формирование мотивации - это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника.
В структуре активности выделяют следующие компоненты:
1. готовность выполнять учебные задания;
2. стремление к самостоятельной деятельности;
3. сознательность выполнения задания;
4. систематичность обучения;
5. стремление повысить свой личный уровень.
Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования мотивов является ИКТ- компонент.
Исходя из опыта работы могу сделать следующие выводы:
1. Формировать мотивацию к учению, особенно у младших школьников, необходимо, потому что в результате побуждения учащихся к активной учебной деятельности возрастает уровень самостоятельности ребёнка.
2. Для того, чтобы сформировать мотивацию у учащихся начальной школы на уроках, необходимо использовать в этом процессе такие методы и средства, с помощью котоы, учитель мог бы заинтересовать ребёнка возникшей проблемой.
3. Дидактические возможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизируют внимание обучаемого, но и помогают реализовать деятельностный подход в обучении.
4. Использование ИКТ- компонента является резервом при формировании мотивов к обучению у младших школьников на уроках.
Итак, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у учащихся к этим занятиям.
Существует несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе. Приведу пять основных:
1. Контроль знаний.
2. Лабораторный практикум.
3. Иллюстративное средство при объяснении нового материала.
4. Самообразование.
5. Эффективное формирование познавательного интереса.
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:
1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация, презентация.
2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого.
3. Выдавать большой объем информации по частям, в связи с этим изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.
4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
5. Мобилизовать внимание обучаемого;
6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
7. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.
Результат применения ИКТ.
ИКТ помогают:
• усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;
• организоватьдеятельностный подход в обучении;
• достичь привлекательности уроков;
• дифференцировать процесс обучения;
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний, уроки компьютерного тестирования и др. На уроке используются мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивная доска, электронные микроскопы, пульты (лазер-вижен, документ-камера. В качестве программного обеспечения используем готовые продукты, разработанные производителями – электронные учебники. Всё это активизирует познавательную деятельность обучающихся и помогает самореализации личности. Работа проводится под руководством учителя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи и взаимопониманию, партнерским отношениям «Учитель - ученик». Технология применения ИКТ на уроках должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе:
o Создание презентаций,
o работа с Интернет-ресурсами,
o коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР,
o использование готовых обучающих программ – электронные учебники,
o работа с тестами.
ИКТ-технологиии позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Работая в ИКТ среде, учитель имеет возможность создавать условия, позволяющие каждому ученику развиваться в соответствии со своей образовательной траекторией. Информационно-коммуникационные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.
Применение ИКТ на уроках является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями.
Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний учащимися и позволяет:
– повысить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
– использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
– увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
– расширить возможность самостоятельной деятельности; формировать навыки исследовательской деятельности.
– обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Необходимо помнить: ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Практика работы в этом направлении показала, что в конечном счете использование компьютерных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию школьников, что несомненно повышает качество обучения.
Использование ИКТ также позволяет проводить уроки:
o на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
o обеспечивает наглядность;
o привлекает большое количество дидактического материала;
o обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;
o учащиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
o позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
o создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его наилучшему пониманию, а значит и повышают мотивацию к обучению.
Итак, место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.