Наталья Чаусова
ИКТ как средство развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Слайд Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательное развитие дошкольников». (Образовательная область «ФЭМП»)
Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.
Публикация «ИКТ как средство развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Следует выделить недостаточное использование разнообразных методов и приемов для успешного развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности, способствующие познавательному развитию ребенка.
Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.
Таким образом актуальность использования ИКТ очевидна.
Это и определило выбор темы работы:
«ИКТ как средство развития познавательных способностей
у детей старшего дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений»
2. Слайд В периодической печати уже на протяжении нескольких лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
В основу использования компьютерных технологий в отечественной
педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальериным, Д. Б. Элькониным и др.
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)
3. Слайд Для первоначального уровня сформированности
познавательного интереса к математической деятельности, я использовала методику диагностирования, разработанную профессором 3. А. Михайловой.
Показатели познавательного интереса представлены на слайде:
- частота выбора игр математического содержания в неделю,
- уровень самостоятельности и активности ребенка в игре,
- уровень развития речи при общении детей друг с другом во время игры.
Для проведения диагностики были использованы два вида игр; игры математического содержания («Сложи узор» и «Уникуб») и игры нематематического содержания (конструктор «Мой город» и пазлы «Сложи сказку»).
4. слайд Наблюдения проводились за детьми групп «Радуга» и «Знайки» в течении недели, данные фиксировались в протоколе. Выявлено, что большинство детей имеют низкий и средний уровни познавательного интереса к математике.
Результаты наблюдений представлены на слайде.
Уровни сформированности познавательного познавательного
интереса к математической деятельности, (3. А. Михайлова)
5. Слайд
Данная проблема позволила поставить цель и задачи моей работы:
Цель работы: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с ФЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
-Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе формирования элементарных математических представлений, используя ИКТ.
-Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
-Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.
6. Слайд Ожидаемые результаты.
При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Т. о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
-Овладевший необходимыми умениями и навыками.
7. Слайд Информационные ресурсы
В своей работе я использую пособия:
- Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
- П. А. Ломакин, А. В. Севостьянов «Электронные презентации своими руками»
Интернет-ресурсы:
1. https://doshvozrast.ru/
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
2. https://pedsovet.su/
Педсовет. su Сообщество взаимопомощи учителей.
3. https://www.uchportal.ru/
Учительский портал
Электронные пособия:
- «Арифметика-малышка» (Уроки тетушки Совы»)
- «Занимательная геометрия» (Хочу все знать)
- «Веселые уроки»
8. Слайд
При организации образовательного процесса я стремлюсь к тому, чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями: коммуникация, художественное творчество, физическая культура и музыка.
9. Слайд
Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.
Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,
Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.
Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию стараюсь не использовать.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Слайд Активно использую ИКТ и в работе с родителями.
В повседневной деятельности делаем фото- и видеозаписи, из которых составляем фото-коллажи, слайд-шоу, представляемые на родительских собраниях. Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития.
На родительских собраниях, беседах и консультациях даю конкретные рекомендации обратить внимание на развивающие игры в сети Интернет, которые можно использовать дома с целью развития познавательного интереса к математике. Показываю практические приемы работы с ними.
Провожу открытый просмотр для родителей разных видов деятельности, в том числе и ФЭМП с использованием ИКТ.
На следующих слайдах представлены показатели эффективности моей методической разработки:
Слайд 1 показатель - Положительная динамика развития познавательной
активности детей.
В этом можно убедиться, рассмотрев сравнительные диаграммы развития детей группы «Радуга» и группы «Знайка» до использования ИКТ и с использованием ИКТ.
Если посмотреть на нее то видно:
1. Высокий уровень развития познавательной активности показали в группе «Радуга» -36%, в группе «Знайки» -20%
2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития познавательной активности в группе «Радуга» -55%, а в группе «Знайка 65%.
3, На низком уровне остались -9 % в одной и в другой группе- 15%
Наблюдения за детьми группы «Радуга», свидетельствуют о том, что
значительно возрос уровень сформированности познавательного интереса к
математической деятельности во время НОД с применением ИКТ.
15_Слайд
2 показатель - Это участие детей в интеллектуальных конкурсах,
Ежегодное участие детей в районной интеллектуальной мини -олимпиаде «Я готов учиться в школе». Совместно с логопедом была подготовлена команда ребят, которые стали победителями.
16 Слайд Участие в детском международном Конкурсе «КвадроАкадемия»
Официальный сайт Конкурса в Интернете: https://квадроакадемия. квадрачукия. рф/ (участие в дистанционных
олимпиадах и конкурсах)
Слайд 3 показатель -
Продуктом моей работы является «Копилка авторских мультимедийных презентаций» по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного, которые могут использовать другие педагоги.
Путешествие по сказкам:
«Путешествие в страну математики»
«Путешествие к Деду Морозу»
«Школа Смешариков»
«В гостях у Лунтика»
«Помогите Золушке»
«Гуси –лебеди»
«Спасите принцессу»
Развивающие игры и упражнения для детей
"Найди цифру"
"Сколько?"
"Устный счет"
"Лишняя фигура"
"Найди фигуру"
Слайд 4 показатель
Опыт работы по использованию ИКТ с целью повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий был представлен на Интернет сайте