Наталья Соколова
Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Игры-занятия в песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу как средство формирования и развития ребенка, организовывать в ней развивающие и обучающие занятия. Выполняя несложные действия в песке, придумывая простые сказки, сюжеты и истории, строя картины из песка, можно организовать обучение дошкольника, передачу знаний и жизненного опыта, событий и законов окружающего мира в органичной и приемлемой для ребенка форме. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на самочувствие и эмоциональное состояние детей, а также является эффективным средством для развития и саморазвития ребенка.
Публикация «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра с песком как коррекционная и консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила цинковый поднос, наполовину наполненный песком. Дети использовали для игры игрушки и формочки, а подносы с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой метод «мировой методикой»
В современном образовании детей дошкольного возраста используются разнообразные методы и приёмы для организации игр и занятий в педагогической песочнице. К ним относятся:
1. Словесные методы.
2. Театрально-игровые.
3. Развивающие и дидактические игры:
4. Рисование, лепка, аппликация:
5. Посыпание цветным песком, сыпучими материалами, цветной морской солью.
6. Элементы сказкотерапии, смехотерапии, их интеграция с другими видами детской деятельности.
7. Элементы музыкального сопровождения, пение детских песен, их инсценировка.
Организация занятий в педагогической песочнице требует соблюдения принципов и правил работы с песком, а также особой продуманности и подготовки со стороны воспитателя.
Песочница, которая может быть использована для игр и занятий в группе, представляет собой деревянный или пластиковый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х70 и глубиной 8-10см. Эти размеры песочницы соответствуют объему поля зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста и используется для индивидуальной работы или с привлечением малой группы детей по 2-3 человека. Для работы по подгруппам следует использовать большую песочницу, размером 100 х 140 х 10 сантиметров, но количество детей на занятиях не должно быть более 5 - 7 человек.
В работе с песком чаще всего используются пластиковые ящики или современные центры «Песок и вода», но наиболее экологически чистым и пригодным для работы с детьми дошкольного возраста считается деревянная песочница, которая заполняется на одну треть или наполовину чистым песком. Очищение или смена песка производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и высушить, а затем прокалить под кварцевой лампой, на солнце или в духовом шкафу.
Для организации игр и занятий с песком используются различные наборы миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих наш окружающий мир.
Эти наборы могут иметь самую разнообразную тематику:
набор фигурок человека, животных, насекомых, птиц, рыб;
наборы деревьев и растений;
объекты небесного пространства;
набор транспортных средств;
объекты среды обитания человека;
объекты ландшафта и естественной активности Земли;
естественные природные предметы;
персонажи мультфильмов, сказочные герои.
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в песочной коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок или образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги или сделать из природного материала.
В начале занятия детей необходимо подготовить к предстоящему взаимодействию с песком.
В песочнице, как и в каждом доме, есть свой хозяин, например, Домовёнок, Песочная фея или кто-то другой. Это фигурка символ, которая приветствует детей и знакомит с правилами игры в её песочнице. Лучше это делать в стихотворной или игровой форме, без строгих указаний. Символьную фигурку лучше разместить на видном месте, так как она следит за порядком в песочнице, за соблюдением детьми правил, а при необходимости делает замечание или удаляет из игры.
Занятие в песочнице проводятся в несколько этапов. Первый этап – ритуал входа, когда дети встречаются с хозяином песочницы, который знакомит детей с правилами поведения или напоминает о них. Сюда же входит знакомство детей с темой занятия, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент и т. д. Далее дети здороваются с песком (гладят его, пересыпают из ладошки в ладошку, между пальчиками и т. д.).
Второй этап, основной – это непосредственное взаимодействие с песком.
Для начала хорошо предложить детям игру, которая снимает психофизическое напряжение, помогает раскрепоститься, чувствовать себя уверенно, снимает страхи и напряжение.
Далее проводится по теме занятия.
Заключительный этап – выход. Включает в себя прощание детей с символьной игрушкой, с песком. Обсуждение занятие и рефлексия.
Всё это время педагог принимает участие в игре наравне с детьми или говорит что-то от лица символьной фигуры.