Коршунова Юлия
Игры-занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дата Тема Программное содержание Ход деятельности
Пятница – 2 октября «Рассмотрим игрушки в группе» Развивать словарь по теме, закреплять в активной речи обобщающие понятия игрушки.
Развивать зрительное внимание, учить находить в окружающей обстановке предмет, нарисованный на картинке.
Развивать слуховое внимание
Публикация «Игры-занятия по развитию речи» размещена в разделах
Стук в дверь. Ребята, смотрите кто к нам пришел - это зайка. А что у него в лапках? Пакет. Давайте посмотрим, что же там лежит? Ребята, а там лежат картинки с изображением игрушек, давайте их рассмотрим.
Рассматривание картинок и игрушек.
Задаем вопрос: Что нарисовано на картинке? Какого цвета у куклы платье, волосы? Давайте найдем куклу в комнате. А что у куклы Даши синего цвета?
Физминутка «Тик-так».
Тик-так, тик-так так ходики стучат.
Туки-так, туки-так так колеса стучат.
Туки-ток, туки-ток так стучит молоток.
Показываем следующую картинку. Кто нарисован на этой картинке? Какого цвета медведь? Давайте найдем медведя в комнате? Какой этот мишка?
Далее показываем еще одну картинку. Какая еще у меня нарисована игрушка? Какого цвета мяч? Найдите в комнате мяч, как с мячом можно играть?
Ребята, а зайчика дома ждет мама, скажем ему до свидания!
Итог: Мы сегодня с вами играли с куклами, медведями, мячами.
Задаем вопросы детям: что мы сегодня делали? В какие игрушки играли? С какой игрушкой вам больше всего понравилось играть?
Дата Тема Программное содержание Ход деятельности
Вторник – 6 октября «Рассматривание курочки – показ с названием» Учить детей показывать части тела курочки.
Дидактическое упражнение на звукоподражание (ко-ко)
Ой, смотрите, ребята, домик. А кто в домике живет? Давайте постучим и узнаем. Здравствуй, курочка. Дети погладьте курочку; какая наша курочка (гладкая). У нашей курочки есть перья, перышки. Воспитатель показывает игрушку-курицу.
Посмотрите на нашу курочку, что есть у курицы (голова-круглая, тело, хвост, крылья; а ходит наша курица на двух лапах. А теперь посмотрите на голову курочки. На голове у курицы есть гребень, гребешок, глаза, клюв. Дети у курицы клюв, а у нас с вами нос. Давайте все вместе скажем и покажем: у нас – нос, а у курицы – клюв. Наша курица любит клевать зернышки. А мы с вами сейчас покажем, как курица клюет зерна. Дети, покажите свои руки и теперь постучите пальчиками по ладошке. Вот так наша курица клюет зерна. Дети, что любит клевать наша курица?
Скажите мне, дети, как курочка завет своих цыпляток (ко-ко-ко) Рома, как курица кудахчет, чтобы цыплят ее услышали. (громко – ко-ко-ко) Аня, а ты покажи как тихонько курица зовет своих цыплят (тихо – ко-ко-ко)
Дети, а как пищат цыплята? (пи-пи-пи) Давайте громко пропищим, чтобы мама-курица нас услышала. А теперь – тихо. Молодцы!
А теперь наша курица зовет нас поиграть.
Проводится игра «Вышла курочка гулять…»
Дети вам понравилось играть с курочкой? Но наша курочка устала и ей пора спать. Давайте скажем курочке До свидание.
Дата Тема Программное содержание Ход деятельности
Среда - 7 октября «Потешка «Петушок-золотой гребешок»
Приучать детей слушать и понимать потешку.
Предоставлять возможность повторять вслед за воспитателем некоторые слова, выполнять действия по показу
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель (обращаясь к детям) :
- Ребята, кто пришел к нам в гости? Правильно, это петушок. Наш петушок умеет здороваться. Он говорит: «Здравствуйте, ребятки!» Сережа, скажи: «Здравствуй, петушок!»
- Посмотрите, дети, какой наш петушок красивый. А что это у петушка? (Показывает глазки, скажи, Данила. Правильно, глазки. Повтори, Илюша. А где у ребяток глазки? Покажите петушку!
- А что это? (Показывает на клюв.) Скажи, Лера. Правильно, клюв, Лиза, скажи: «Клюв».
- Что петушок делает клювом, Аня? Да, он клюет зернышки. Давайте, детки, покормим петушка, Дети протягивают ручки, петушок «Клюет зернышки», приговаривая «клю-клю-клю, клю-клю-клю, как я зернышки люблю».
А где у ребяток носик? Покажите петушку!
- А что это у петушка? (Показывает головку) Скажи, Катя! Правильно, головка. Повтори, Даша: «Головка!»
- А это что? (Показывает крылышки). Скажи, Лиза! Правильно, крылышки!
- А что еще есть у петушка? (Показывает лапки). Скажи, Лера! Да, это лапки. Повтори, Марк: «Лапки».
- Что петушок делает ножками, Сережа? Правильно, ходит. Посмотрите, как важно ходит петушок. Проводит петушка влево и вправо.
Читает потешку:
Петушок – петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Что, ты, рано встаешь, Деткам спать не даешь?
Воспитатель зрительно выделяет те части игрушки, о которых говорится в потешке. Например, движением наклона головки: «Петушок, поклонись ребяткам». Гладит по головке петушка: «Гребешок! Масляна головушка! Масляная – блестящая!» Вот бородушка (показывает) шелкова, гладкая.
Активизирует детей в проговаривании. Просит детей повторить потешку.
- А как петушок поет? Правильно, «ку-ка-ре-ку». Предлагает повторить детям несколько раз.
- Петушок, петушок, а ты хочешь поиграть с ребятками? Петушок «кивает».
- А ребятки хотят поиграть с петушком?
Воспитатель приглашает детей выйти на середину комнаты.
- Ребятки, петушок просыпается, когда солнышко встает, рано поутру, и кричит «ку-ка-ре-ку» и идет гулять. Идет петушок, ножки высоко поднимает, крылышками машет. А ребятки – цыплятки за ним идут. Вот петушок сел, зернышек, червячков поел: «клю-клю-клю, клю-клю-клю, как я зернышки люблю!» и пошел дальше. Солнышко закатилось и петушок захотел спать. (Дети возвращаются на стульчики. Сидя, складывают руки под щеки и закрывают глаза) .
- Но, вот опять взошло солнышко и детки опять пошли гулять.
Игра повторяется несколько раз. После игры петушок прощается с детьми и обещает им прийти еще раз.
Дата Тема Программное содержание Ход деятельности
Пятница - 9 октября «Рассматривание игрушки – медвежонок» Учить детей называть игрушку, показывать части тела.
Упражнение на звукоподражание
Дата Тема Программное содержание Ход деятельности
Вторник - 13 октября
«Познакомимся с куклой Катей»
Учить детей называть имя, показывать части тела у куклы и у себя
Воспитательница усаживает детей вокруг стола, обращается к ним с тем, чтобы организовать их поведение, подготовить к занятию. Затем приносит куклу, завернутую в простынку, и игрушечный стульчик для куклы. Показывает завернутую куклу и обращается к детям: «Ребятки, кто это? (Медленно раскрывает простынку и показывает куклу.) Андрюша, кто это? Лена, кто это? Это Катя. Катя к нам пришла». Обращается к кукле: «Катя, посмотри на наших деток. Вот Сережа, Наташа, Андрюша, Лена. Посмотри, как хорошо они сидят на стульчиках. Тетя Аня (воспитательница называет свое имя) тоже сидит на стульчике. А ты, Катя, хочешь сесть на стульчик? Сядь, Катя, сядь. Скажем все вместе: сядь, сядь, Катя». Обращается к детям, которые молчат, и говорит: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Затем воспитательница придвигает куклу, сидящую на стуле, к каждому ребенку и просит показать, где у Кати глаза, нос, руки, ноги.
Если ребенок ничего не показывает или показывает неправильно, то воспитательница берет его руку и указательным пальцем показывает, где у куклы нос, глаза, при этом обязательно произносит слова: «Вот у Кати нос. Вот у Кати глаза». Затем обращается к каждому ребенку отдельно с вопросом: «Сережа, тебе куклу дать? Скажи: дай, дай». Раздает всем куклы небольшого размера для самостоятельной игры и организует речевое общение с детьми, как бы продолжая ход занятия. С каждым ребенком по очереди разговаривает по поводу той куклы, с которой он играет.
Это занятие рассчитано на то, чтобы научить детей понимать отдельные слова. Вместе с тем в ходе занятия педагог задает им вопрос: «Кто это?» — и обращается с просьбой: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Это делается для того, чтобы постепенно приучать детей к подобного рода вопросам и просьбам, но это вовсе не означает, что от малышей требуются сразу же ответы на них словами. Отвечать должен сам воспитатель. К ответу словом ребенок приходит постепенно. Сначала он реагирует мимикой, жестами, звуками и сочетаниями звуков и только потом научается отвечать на вопросы такими ответами, в которых употребляются не только жесты, но и различные звукосочетания. Это является подготовительным этапом к ответам словами.