Олеся Блешинец
Игры, способствующие формированию коммуникативных умений у дошкольников
Игры, способствующие формированию коммуникативных умений у дошкольников.
Важнейшая задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих.
Идеальный вариант воспитания и образования для будущих школьников – это дошкольное учреждение. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Публикация «Игры, способствующие формированию коммуникативных умений у дошкольников» размещена в разделах
Приоритетным направлением в моей работе является формирование коммуникативных навыков у дошкольников. С первых дней пребывания в детском саду ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с детьми и воспитателем. Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.
Коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельность. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в моей группе - дети привыкают встречать друг друга радостной улыбкой. Провожу такие игры с первых дней прихода детей в груп-пу. Они помогают мне сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит детей новыми впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
ИГРА «МОЁ ИМЯ».
Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Люба, Любочка, Жанна, Жанночка, Алеша.) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.
После этого упражнения педагог повторяет, кого как будут теперь звать в группе (Люба или Жанночка и т. д.).
ИГРА «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»
Цель: развивать умение согласовывать движения
Участники игры становятся друг за другом. Первый — «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы - раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
ИГРА «ВОЛНЫ»
Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.
Дети садятся в круг, а воспитатель предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
После такой тренировки воспитатель предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.
ИГРА «ГНОМИКИ
Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание. Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»
Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.
ИГРА «МОЗАИКА В ПАРАХ»
Цель: развивать умение согласовывать движения и умение договариваться.
Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера. По завершении работы каждое произведение показывается всем остальным, и те пытаются догадаться, что изобразили авторы.
ИГРА «ЦВЕТОЧНАЯ КЛУМБА».
Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
В игре дети изображают растущие вместе цветы, которые здороваются друг с другом глазами, улыбками и слегка прикасаются друг к другу руками.
ИГРА «РУКАВИЧКИ»
Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.
Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать числу пар участников. Ка-ждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.
ИГРА «РИСУЕМ ДОМИКИ»
Цель: побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам.
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.
ИГРА "ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ"
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к свер-стникам.