Елена Злобина
Игры с различными предметами и материалами. Развитие мелкой моторики ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Темочки:
Оказывается, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Все современные тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
Здесь представлены игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения :
Хватание : ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно;
Соотносящие действия: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе дидактических игрушек – пирамид, матрёшек и т. д.
Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования полезных навыков ручных действий;
Движение кистей и пальцев рук.
Кроме того, игры на развитие мелкой моторики окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Игры с различными предметами
и материалами.
Игра «Прячем ручки»
Цель: Учить детей подражать движениям взрослого.
Предложить детям повторить следующие движения: - Давайте спрячем наши ручки - вот так! (дети прячут руки за спину.) – Где же наши ручки? А вот они, ручки! (дети показывают руки)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку.
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не видел и не нашёл – зажмите покрепче в ладошке!»
Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.
Игра «Котёнок»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослых.
Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке. В это время читайте:
Ты, котёнок не пищи,
Лучше маму поищи.
Игру повторите несколько раз.
Игра «Ветерок»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте. Как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок».
Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.
Игра «Брызгалки»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Раздайте детям резиновые груши или пластиковые пузырьки, наполненные водой, и предложите поиграть : «Летом на улице жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брызги полетели!» Предварительно продемонстрируйте малышам, как сжать грушу, чтобы получить брызги.
Затем предложить самим наполнить груши водой. Для этого необходимо грушу сжать, выпустив воздух, опустить под воду и подождать, пока наполнится она водой.
Игра «Ямки»
Цель: Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите ребенку положить изюминки.
Игра «Спрячь шарик»
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Подготовьте тесто, его можно подкрасить, добавив во время замешивания пищевую краску. Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его. Покажите малышам яркие шарики и попросите сначала спрятать их в тесто, а затем найти.
Игра «Пирожки»
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Возьмите кусочек теста и перекладывайте его из одной руки в другую, имитируя движения, которые используют при лепке пирожков.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову –
Пирожками угощу.
Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирожки. При необходимости помогите детям, взяв ладошки малыша в свои и сделав пирожок вместе. Затем предложите угостить пирожками кукол.
Игра «Спрячь руки»
Цель: Развивать хватательные движения, осязание.
Насыпьте в глубокую миску крупу. Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.
Игра «Найди игрушку»
Цель: Развивать хватательные движения, осязание.
Насыпьте в глубокую миску крупу. Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти её.
Игра «Пересыпь крупу»
Цель: Учить пересыпать сыпучие вещества, из одной ёмкости в другую.
Предложите детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной ёмкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками) : «Жила-была на свете мышка – норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».
Игра «Где шарик»
Цель: Развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины.
Раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладонях. Предварительно покажите малышам, как спрятать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик. А теперь, где шарик? Нет шарика!» Затем предложите малышам спрятать шарики большего размера.
Игра «Сдуй игрушку!»
Цель: Развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Раздайте малышам надувные игрушки и предложите поиграть с ними. После того как дети наиграются, попросите их выпустить из игрушек воздух. Покажите ребятам, как открыть клапан и сжать игрушку в руках. «Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго-долго играли, устали».
Игра «Что внутри?»
Цель: Развивать соотносящие движения рук.
Спрячьте в коробки или банки конфеты или какие-нибудь мелкие предметы. Раздайте коробки малышам и предложите открыть их : «Смотрите, какие красивые коробочки. Интересно, что там внутри? (Погремите коробкой.) Давайте откроем и посмотрим!»
Игра «Выжимание губки»
Цель: Развивать мускулатуру кисти рук.
Перед ребенком стоят две небольшие миски. В одной из них до половины налита вода. Ребенок берет губку, погружает в воду и выжимает в пустой тазик. Затем опять мочит и опять выжимает.
Игра «Открой - закрой»
Цель: Осваивать разнообразные способы открывания и закрывания предметов, укреплять мышцы пальцев.
Предложить ребенку несколько баночек, пузырьков, коробочек с различными способами открывания – закрывания ( например: тюбик от зубной пасты, баночка от крема, коробочка и т. д.)
Игра «Волчки»
Цель: Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, учить запускать волчки.
Показать ребенку, как скользящим движением большого пальца об указательный и средний пальцы правой руки запустить волчок. Наблюдаем за вращением. Предложить ребенку попробовать повторить действия воспитателя.
Игра «Бумажные снежки»
Цель: Развивать силу рук.
Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните, что мять можно только ненужную бумагу). Затем предложите малышам поиграть в «снежки» : «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки не из холодного снега, а из бумаги».
Игра «Осенние листья»
Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук.
Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки. Организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с дерева и кружатся на ветру. Затем соберите листья в кучки.
Игра «Погремушка»
Цель: Развивать хватательные и соотносящие движения рук.
Покажите малышам пластиковую бутылку с бусинами внутри. Погремите бутылкой: «Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек». Раздайте приготовленные бутылочки и попросите открыть крышки. Затем раздайте приготовленные коробочки с различными мелкими предметами и предложите положить их в бутылки. Покажите, как это сделать. Затем предложите закрыть им свои сосуды крышками и погреметь. Количество предметов можно постепенно увеличить.
Игра «Мастер – ломастер»
Цель: Развивать силу рук, а также соотносящие действия рук.
Покажите детям домик для куклы и предложите разобрать его : «Посмотрите, какой дом у нашей куклы. Долго жила кукла в этом доме, Пора построить ей новый. Давайте разберем дом, а потом построим новый». Когда дети научатся разъединять детали конструктора, можно предложить им собрать какую-нибудь простую конструкцию. Сначала предлагайте детям крупный конструктор, т. к. детям сложно работать с мелкими деталями.
Игра «Разборные картинки»
Цель: Развивать соотносящие движения рук; тонкую моторику пальцев.
Попросите детей разобрать на части заранее сложенные картинки (сначала деревянные, затем из плотного поролона). Когда малыши освоят этот вид работы, можно предложить им складывать простые картинки. «Посмотрите, наша картинка сломалась – рассыпалась на отдельные кусочки… Давайте соберем картинку и посмотрим, что на ней нарисовано».
Игра «Мозайка»
Цель: Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).
Выложите из мозайки узор. Предложите детям разобрать его и разложить в коробочки, группируя их по цвету. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами. Затем предложите вставить детали мозайки в отверстия основы. Затем постепенно усложняйте задания.
Игра «Пластилиновые шарики»
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.
Раздайте детям пластилин и покажите, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик. Затем попросите детей самостоятельно сделать несколько пластилиновых шариков.
Игра «Длинная дорожка»
Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Дайте детям машину и предложите её покатать. Затем раздайте малышам счетные палочки и попросите сделать для машины длинную дорожку. Дети по очереди выкладывают палочки. Когда дорожка будет готова, обыграйте результат: «Какая прямая и длинная дорожка получилась. Какие вы молодцы!» Предложите провезти машину по дорожке.
Игра «Заборчик»
Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет гномик. Страшно ему в лесу. Давайте сделаем забор вокруг домика». Покажите детям, как на листе картона можно выложить забор из палочек. Затем предложите детям выложить забор самостоятельно.
Игра «Фигурки»
Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Выложите из счетных палочек треугольник и квадрат. Предложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же. Затем можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка – круги или овалы.
Игра «Домик»
Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Покажите изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!» Покажите, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите детям самостоятельно сделать домик для зайца.
Игра «Веселый шнурок»
Цель: Развивать движения кистей и пальцев рук.
Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз.
Вверх шнурок, вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после – обмотать шнурком вашу руку.
Игра «Развяжи бантик»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук.
Яркие ленты завяжите бантами в разных местах группы. Предложите детям рассмотреть банты: «Посмотрите, как в группе красиво: везде разноцветные банты!» Потанцуйте вместе с детьми. Затем предложите малышам развязать банты.
Игра «Шаловливый котёнок»
Цель: Развивать соотносящие движения рук, движения кистей и пальцев рук.
Покажите детям клубки ниток и игрушечного котенка: «Маленькие котята любят играть с клубками. Посмотрите, и наш котенок начал разматывать нитку. Какая длинная нитка». Покажите, как нужно разматывать нитки, держа клубок в одной руке. Затем предложите намотать нитку сначала на палку, а затем в клубок.
Игра «Забавные шнурки»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук.
Объясните и покажите ребенку, как играть со шнурками. Затем предложите малышу выполнить действия самостоятельно, попросив его зашнуровать «волшебный башмачок», «нарядить ёлочку», «одеть человечка» и т. п. При необходимости помогите ребенку.
Игра «Бусы для куклы»
Цель: Развивать соотносящие движения рук, хватание.
Предложите ребенку сделать бусы для куклы: «Кукла собирается на праздник, давайте сделаем для неё нарядные бусы». Покажите, как брать бусины двумя пальцами, как держать шнурок и продевать его в отверстия бусинок. При необходимости можно использовать пластмассовую или деревянную иголку.
Игра «Расстегни и застегни»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук; Формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.
Предложите детям сумки с различными застёжками, в карманы которых заранее положите мелкие предметы. «Расстегните застежки и посмотрите, что там спрятано?» Когда дети научатся расстегивать, предложите застегнуть кармашки.
Игра «Ловим раков»
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навык расстегивания прищепок.
Прикрепите прищепки к краю игрушечного ведёрка. Предложите малышам снять прищепки и сложить их в ведерко. Предварительно покажите детям, как нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами.
Игра «Прищепки прячутся»
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Прикрепите прищепки в разных местах группы (можно на одежде ребенка) Покажите малышам прищепку и предложите поиграть с ними в прятки: «Прищепки спрятались, давайте найдем их!»
Игра «Поиграй на пианино»
Цель: Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.
Покажите ребенку пианино, сыграйте на нем какую-нибудь мелодию. Затем попросите малыша поиграть на пианино, Покажите, как нажимать на клавиши одним и несколькими пальцами.
Игра «Пальчиковый театр»
Цель: Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Нарисуйте на указательном пальчике малыша веселую рожицу и предложите надеть на пальчик колпачок от толстого фломастера – это «шапочка» : «Вот какой веселый человечек, Он умеет кланяться – вот так!» Затем нарисуйте человечка на среднем пальце – это его друзья. «Человечки кланяются вместе». Можно разыгрывать небольшие сюжеты.
Игра «Сухой дождь»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость.
«Сухой дождь» изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Предложить малышу взять прищепку и прикрепить её к ленте такого же цвета.
Игра «Скрути ленту»
Цель: Развивать координацию движений и мелкую моторику рук, тренировать быстроту действий.
Раздайте детям по палочке с привязанной лентой. Покажите детям, как надо накручивать ленту на палку, а затем снова разматывать. Можно устроить конкурс, кто быстрее намотает ленту.
Игра «Заплети косичку»
Цель: Развивать согласованность и точность движения рук, мелкую моторику рук.
Импровизированные пряди прикрепить к стенду так, чтобы нижние концы оставались свободными (можно использовать тонкие веревки, шнуры, шнурки, ленты и т. д.). Педагог, ориентируя внимание детей на куклу, показывает, как следует заплетать косы. Подражая взрослому, ребёнок с удовольствием будет переплетать, расплетать, закручивать пряди.