Евгения Пономарёва
Игры с прищепками для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Всё это заставляет обратить внимание на предоставление ребёнку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры пальцев рук.
Публикация «Игры с прищепками для дошкольников» размещена в разделах
Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развитие мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предполагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заменители, как пластмассовые бельевые прищепки.
Требования к проведению игр с прищепками
- Прищепки должны быть лёгкими для использования;
- перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними объяснить правила пользования прищепками;
- перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками);
- при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);
- не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная);
- не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов;
- игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
- приобщая ребёнка к играм, мотивируйте его на интересное задание (задания, стихи,
выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости;
- никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
- недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;
- соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами;
Практическое освоение игр с прищепками (педагогам с детьми предлагается «поиграть» с прищепками сначала вместе, затем подгруппами и индивидуально)
В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с действиями на удержание ручки, и прилагается аналогичное усилие. В играх с прищепками развивается речь и творческое воображение, формируется творческое и пространственные понятия.
Дидактические игры с прищепками
Сенсорные упражнения с прищепками
Для развития сенсорики используют преимущественно
прищепки основных цветов: зелёные, жёлтые, синие, красные,
которые очень просто приобрести в магазине.
«Выстроим заборчики»
В игре для детей 3-4 лет используют прищепки четырёх цветов
соответствующего цвета и картонные полоски. Малыш делает
«штакетник», цепляя прищепки к картонке, подходящей по цвету. Для
детей постарше можно усложнить задание, используя картонные
полоски с основным и промежуточным цветами.
Такую игру можно организовать с цветными коробками
а также с белыми полосками и коробками, предлагая чередовать
прищепки по цвету. Позже можно внести элемент соревнования.
«Цветной круг»
В игре, предназначенной для детей 4-5 лет, закрепляются основные и промежуточные цвета и одновременно знание цифр и счёта. Если не удаётся подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить полоски соответствущих цветов.
Логопедические игры с прищепками
Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещённый с чтением стишков.
«Поможем маме»
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно
подготовить бумажную одежду, натянутая верёвка, прищепки.
Ребёнок развешивает «бельё», сопровождая движения словами:
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо всё теперь сушить
На прищепки зацепить.
«Разговор животных»
В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
- Ква-су, ква-су нам сюда!
Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
Подойдут и другие подобные четверостишия.
При помощи игр с прищепками можно познакомить ребёнка с буквами.
«Буква идёт в гости к букве»
Буква «М» пришла в гости к букве «А» и получился слог «МА», потом они встретили ещё слог «МА» и получилось слово «МАМА» и т. д.
Игры для развития воображения
Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнений картонной формы прищепками.
При помощи прищепок можно разыгрывать сценки и рассказывать сказки.
Занятия с прищепками давно проводятся в логопедических группах.
В последнее время они обретают популярность в работе с детьми
общего назначения и при домашнем обучении дошколят.