Виктория Зубаирова
Игры с песком в коррекции речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из важных психических функций человека, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, его поведении.
Публикация «Игры с песком в коррекции речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод «Песочной терапии».
В середине XX века метод «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Грабенко Т. М. и Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.
Игры с песком на этапе автоматизации звуков:
• «Заведем мотор». Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисовать букву Р.
• «Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
• «Дорожка». Произносить заданные слоги, «прошагивая» их пальчиком (рисуя круги на песке, выкладывая камушки).
• «Клад». Найди и четко назови.
Игры с песком для коррекции лексико-грамматических нарушений речи :
• «Путешествие». Отработка приставочных глаголов.
• «Подбери слово» (определение, действие).
• «Дорисуй картинку и составь предложение».
• «Нарисуй картинку и придумай рассказ».
Приведем описание игр с песком, накопленных педагогами НДОЧУ «Детский сад «Самсон»
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия.
«Мой город»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.
Ход игры.
Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Пропедевтика и коррекция лексико-грамматических нарушений речи
«Строители»
Цель: учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
· -наречия : ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование: песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Педагог предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей, поход в гости.
Игры для развития связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«Дорисуй картинку и составь предложение»
Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу, и наоборот.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
• игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,
• позволяют корректировать речевые нарушения у детей,
• усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.