Папки-передвижки

Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Ирина Баранова
Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время интерес к проблеме адаптации детей к новым условиям чрезвычайно повысился в связи с переживаемым в России социально – экономическим кризисом. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен был всегда, а в наше время он стал значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требует быстрого и адекватного реагирования. Однако адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.          

Публикация «Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада» размещена в разделах

    С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребенка серьезной психической травмой. Из года в год наблюдая за малышами, мы пришли  к выводу: сложность процесса напрямую зависит от степени готовности ребенка к поступлению в детский сад. В период адаптации происходит перестройка ранее сформированного динамического стереотипа, физиологии и иммунной системы. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими.   В связи с этим адаптационный период переходит в тяжелую стадию, которая характеризуется разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии, неврозам, срывам нервной системы и т. п. Для правильной и эффективной организации процесса адаптации к условиям ДОУ, прежде всего нам необходимо понять интересы, стремления каждого малыша, или говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка». Именно поэтому работу с родителями мы начинаем с заполнения анкет, бесед, консультаций и активного общения.

В ходе комплексного исследования, было выделено три фазы адаптационного процесса :      

1.    Острая фаза или период дезадаптации.

2.    Подострая фаза или собственно адаптация.

3.    Фаза компенсации или период адаптированности.  

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :

·         Легкая адаптация -  к 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контакта со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

·         Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания.

·         Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью (от двух и более месяцев) и тяжестью всех проявлений

Адаптация – (от лат. adaptare – приспособляю) – процесс приспособления строения и функций живого организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптация психологическая – приспособление человека к существующим в обществе требованиям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества

Адаптация сенсорная – (от лат. sensus – чувство, ощущение) изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие сенсорная адаптация объединяет разнообразные явления изменения чувствительности, имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу. Различают, по меньшей мере, три разновидности сенсорной адаптации :

Адаптация слуховая – изменения в характере восприятия звуков во время и после действия звукового раздражителя. Чаще всего слуховая адаптация проявляется в падении слуховой чувствительности, хотя при действии звуков могут изменяться и др. показатели слухового восприятия (оценка громкости, высоты звука). Слуховая адаптация в виде повышения порогов слуха зависит от интенсивности, частоты и длительности воздействующего тона, а также от времени, прошедшего после начала или прекращения действия звука

Биологическая адаптация – приспособление к изменяющимся условиям внешней среды : температуре, освещенности, атмосферному давлению, влажности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений, и навыков в повседневной жизни. Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

·         От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка

·         От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

·         От состояния здоровья;

·         От резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой он находится в дошкольном учреждении;

·         От разницы в методах воспитания.

·         Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимания, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации.   Для этого мы рекомендуем использовать «игры с песком».

 Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму.  Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от двух лет и старше, со следующим спектром проблем:

- сложности, связанные с адаптационным периодом

- различные формы нарушений поведения

- психосоматические заболевания

- повышенная тревожность, страхи

- неврозы

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.

Чем полезна песочница?

Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берёт в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движение песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимает стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.

Песок – это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и лёгким. Он может быть влажным и пластичным. К нему приятно прикасаться.

В песочнице быстрее устанавливаются отношения между воспитателем и ребёнком, между детьми. Игры с песком использовались М. Монтессори, К. Юнгом и другими. Они считали, что игры с песком снимают детскую раздражительность, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей.

В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.

Вначале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Что нужно для игры с песком?

Ящик 50*70 см. и глубина 8-10 см. Дно и борта ящика обычно должны быть выкрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо. Почему именно 50*70, потому что соответствует объёму поля зрительного восприятия.

Мы же используем 2 ящика 40*40 см. с сухим и влажным песком. В ближайшем будущем мы сделаем ящики с необходимым размером. К этим ящикам постоянного доступа нет.

Для игр с песком существует огромное количество приспособлений, которые можно приобрести в магазине (ведёрки, совочки, формочки, грабельки, ситечки, а также маленькие куколки, выполняющие роль взрослого и детей, транспорт, фигурки животных (домашних, диких).

Итак, некоторые рекомендации

У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

Дети должны иметь клеёнчатые передники.

Вода, которой увлажняется песок, должна быть тёплой.

. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.  

• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный)

• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.  

• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.  

• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.  

• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.  

• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.  

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.  

• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.  

• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.  

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.  

• Периодически лоток нужно пополнять песком.  

• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.  

• Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.  

• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.  

Игры с песком имеют свою структуру:

1. Вводная часть:

Особое приветствие, правила работы с песком.

2. Основная часть:

- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

- Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, внимания, памяти.

3. Заключительная часть:

-подведение итогов;

Упражнения на релаксацию.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться, но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Педагог внимательно следит за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершаем.

Вначале показываем способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их.

На первых двух-трех занятиях детям не показывается весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. На это направлены следующие игры-упражнения

«Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

«Победитель злости» 

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д., а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.  

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек- «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Для достижения наибольшего педагогического эффекта, тесно взаимодействуем с родителями, проводим:

Консультации

Беседы

Анкетирование

Тестирование родителей

Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов

Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком

Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”)

Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада родители)

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”

Индивидуальная консультативная работа

Родительские собрания с показом практической работы с детьми

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 18:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД