Ольга Сигаева
Игры с геометрическими фигурами
▼ Скачать + Заказать документы
«Составь фигуру».
Показываю геометрические фигуры – квадраты и круги разного цвета и размера (туловище крупнее, голова – меньше) и предлагаю по предложенной мной аналогии составить разноцветных человечков.
Сначала дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путём, сравнивают, накладывают круг на квадрат, перекладывают, называют. Вместе выясняем, из каких фигур и какого цвета составлены человечки, количество человечков, и количество необходимых для составления человечков геометрических фигур.
Публикация «Игры с геометрическими фигурами» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Дети составляют картинки, правильно соотнося части по размеру.
«Собери все мячики».
Цель упражнения: формирование умственной операции обобщения (все мячики). Обучение пониманию логической структуры "общность". Обучение сравнению, обучение построению причинно-следственной связки высказываний (не круглый, поэтому не катится).
Используются предметы разного размера, цвета и формы: 2-3 мячика из разного материала (резина, пластик, апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе, конус, яйцевидные тела (например, из-под киндер-сюрпризов).
Просим ребенка по команде выбрать все мячики.
Ставим на пол небольшие воротца - можно просто обозначить их двумя книжками, или жестяными банками, или коробкой. Предлагаем закатить их по очереди в воротца (толчком).
«Строим машину»
Из этих фигурок выкладываем "Машину". (Выкладываем ее на глазах ребенка, сопровождая эту работу словами: квадратик, квадратик, кружок.)
Усложнение: Предлагаем ребенку подумать: Можно ли кубик закатить в воротца? Почему нельзя? Почему кубик не катится? (Он не круглый.) и т. д.
Дидактическую игру «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например:
а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
в) Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длинны.
Вам его представить рад,
А зовут его…квадрат.
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (Треугольник)
«Найди крышку к коробке».
Цель: формирование адекватного восприятия формы и размера предмета.
Для упражнения понадобятся коробки с крышками разной формы и размера (круглые, квадратные, многоугольные) и мелкие игрушки, подходящие к коробкам по размеру.
Предлагаем ребенку разложить игрушки по коробкам, подбирая подходящие по размеру, а затем закрыть все коробки соответствующими крышками.
«Сложи круг».
Цель: развитие восприятия и воссоздающего воображения. Развитие синтеза и анализа.
Из разрезанных деталей ребенок подбирает целый круг. На первых порах детали одного круга должны быть в отдельном конверте (ребенок должен только сложить его).
Низкий уровень: если ребенок испытывает трудности при конструировании, даем ему образец конечного результата (его можно наклеить на конверт).
Высокий уровень: можно предлагать детали 2-3 кругов вперемешку: выбери и сложи.
«Разложи картинки по конвертам»
Цель: обучение ребенка соотносить форму предметов с заданным контуром.
Даем ребенку три конверта (можно использовать плоские коробки из-под конфет) : на одном наклеен круг, на другом – квадрат, на третьем - треугольник. Предлагаем ему разложить по конвертам картинки с изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце и т. п. Такое упражнение называют классификация. Проводя классификацию, ребенок объясняет, на основании чего он сделал свой выбор. (Такие классификации мы уже проводили по признаку цвета и по признаку размера. Теперь начинаем выделять признак формы. При этом речь идет о четырехугольной форме, а не конкретно о квадрате. Книга, например, подходит ко второй группе.)
Завершаем упражнение подведением итога: Здесь все круглые, а здесь - четырехугольные (квадратные, с углами).
«На что похоже?»
Предлагаю детям рассмотреть картинки. Вместе с детьми выясняем, из каких фигур составлено изображение (круг, квадрат, треугольник, смотря что изучаем и закрепляем). Прошу определить, на что похожи картинки.
«Чем это может быть?»
Зашёл треугольник в теремок, свет включил и слал там жить. Вдруг в дверь кто-то стучится. «Кто там?» - спрашивает треугольник?.
Появляется квадрат (либо какая-нибудь ещё геометрическая фигура, в зависимости от изучаемого материала). Дети называют фигуру, рассказывают, как они определили, что это, сравнивают с другими геометрическими фигурами.
Так и быть, пожалуй в дом,
Веселее быть вдвоём (втроём)