Приложение МААМ

Игры с цвето — развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников

Наталия Цуканова
Игры с цвето — развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цвет – это особый мир, со своими законами и традициями. Очень важно своевременно и грамотно открыть перед детьми двери в царство гармонии и красоты. До четырёх лет цвет для ребёнка не играет существенной роли в творчестве. Можно часто наблюдать рисунки в одном цвете.

К тому моменту, когда ребёнок становится способен воссоздать цвет предметов в своём воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия. Чаще всего это происходит к пяти годам. Жизненный опыт ребенка этого возраста не высок, он ещё не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит.

Публикация «Игры с цвето — развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников» размещена в разделах

Затруднения у дошкольников в распознавании цветов, цветосочетаний, в создании творческих работ не должны оставаться без внимания взрослого.

Для развития цветовосприятия необходимо учитывать ряд факторов. Одним из основных является темп зрительного восприятия. В восприятии цвета важную роль играет отражение совокупности воспринимаемой информации. Так, в одном случае – быстрое оценивание «беглым взглядом» нескольких цветовых объектов. Затем – удерживание внимания на каком-то одном объекте. В другом случае –«долгое оглядывание», позволяющее оценить предмет, зафиксировать свой взгляд на важных особенностях, деталях. Такие действия возможны только при том условии, если ребёнок будет не просто воспринимать цветовые пятна, а связывать их с определёнными предметами, явлениями. Глядя на какой-нибудь предмет, важно развивать стремление ребёнка рассматривать его во всех деталях, выделять его особенности и свойства. Необходимо развивать умение всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно выделять какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.

Обогащая опыт ребёнка в цвете, очень важно развивать его умение смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать цветовое многообразие. Расширение круга знаний о цвете должно проходить в игровой форме и иметь системный подход, осуществляться с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Основные задачи:

- знакомство с понятием «цвет»,

- использование основных и дополнительных цветов,

- определение нужного цвета из множества других цветов,

- формирование умений анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы,

- передача цвета реально существующих предметов действительности,

- формирование интереса к работе с цветом,

- формирование понятий «тёплые» и «холодные» цвета,

- формирование представлений об окружающем, разноцветном мире,

- знакомство с особенностями влияния цвета на эмоциональное настроение.

Существует множество дидактических игр для развития цветового восприятия у детей

Игра «Цветные полоски».

Подготовьте каждому ребёнку набор цветных полосок из 8-10 цветов. Желательно чтобы там были все цвета радуги плюс чёрный, белый, серый и коричневый. Дети должны на ваш вопрос о цвете того или иного предмета показывать цветную полоску, а не отвечать словами. Постарайтесь стимулировать детей на как можно более быстрый ответ. Будьте и вы внимательны, на некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Если дети их не знают, расскажите им об этом.

Инструкция: «Посмотрите, какие я вам дам цветные полоски. Давайте поиграем, я буду называть какой-либо предмет, а вы будете полоской показывать какого цвета он, может быть. Будьте внимательны, показывать нужно быстро и правильно.

Какого цвета трава?

Какого цвета небо?

Какого цвета может быть солнце?

Какого цвета лепестки у ромашки?

Какого цвета не могут быть ёлки?

Если кошку зовут Ночка, как вы думаете какого цвета её шерсть?

Какого цвета может быть море?

Какого цвета могут быть цветы?

Какого цвета не бывают овощи?

Какого цвета может быть зайчик?

Игра «Неразлучные цвета».

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.)

Упражнение «На что похоже мое настроение».

Ребята, а вы знаете, что с помощью цвета можно выразить свое настроение? Перед вами разложены карточки, посмотрите на них внимательно и скажите:

- на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?

- на какой цвет похоже ваше настроение, когда на улице солнечная погода?

- а когда идет дождь?

- когда у вас хорошее настроение?

- а когда вам грустно?

- на какой цвет похоже ваше настроение, когда вы получаете подарки?

Сейчас вы поняли, что цвета имеют не только объекты, которые нас окружают, но и наше внутреннее состояние.

Игра «Подбери по цвету».

Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Ход игры : Дети, мы будем играть в игру. Правила игры такие : необходимо подобрать к каждой картинке набор карандашей соответствующих цветов.

И мн. другие

С детьми среднего возраста эффективны занятия с использованием нового технического приёма – смешивания красок на палитре.

Дети уже знают основные цвета (красный, жёлтый и синий) и могут называть и распознавать дополнительные цвета. Открытием для детей становится то, что «новый» цвет можно сделать самим. Можно предложить детям смешивать два цвета : жёлтый и красный, жёлтый и синий, красный и синий, а также можно предложить белую краску и чёрную. Причём краску можно смешивать непосредственно на палитре, а можно экспериментировать с окрашивание воды, и смешивать уже подкрашенную воду.

Предлагается провести увлекательное рисование в нетрадиционной технике «монотипия»

Мастер-класс «Играем с красками»

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток).

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.

Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: пластиковые дощечки, плотная бумага любого цвета, гуашевые краски, кисти, банка с водой, салфетки.

Описание: мастер-класс по рисованию предназначен для детей среднего дошкольного возраста, педагогов, родителей.

Цель: развитие цветового восприятия, воображения, наглядно-образного мышления, развитие творческих способностей.

Задачи:

- познакомить детей с новой техникой рисования «монотипия»;

- развивать навыки смешивания краски на гладкой поверхности;

- формировать эмоционально - образное восприятие цвета.

Средства выразительности: пятно, тон, изображение пространства в композиции.

Ход работы:

Предлагается каждому участнику мастер-класса две краски. Необходимо нанести одну краску (например жёлтую) на дощечку, к ней добавить немного красной или синей, смешать, можно даже попытаться что-то изобразить конкретное, (например дерево, ракушку, цветок и пр., а затем дощечку перевернуть и прислонить к листу бумаги, провести рукой и поднять дощечку. Получаются красивые разводы, краска смешивается между собой, создавая причудливые образы. Можно предложить детям рассмотреть какое множество новых оттенков получилось всего из двух красок. Можно предложить попытаться увидеть какое-то изображение, или дорисовать какие-либо детали.

Работы, выполненные в данной технике яркие и красивые сами по себе, но также их можно использовать, как фон для других работ. Дети находятся под большим впечатлением, так как при создании такой красоты не потребовалось особых усилий, а смешивать краски, было одно удовольствие.

Детей привлекает не только процесс закрашивания дощечки, но и «образ» пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Цвет и форма нарисованного пятна вызывают у них определённые ассоциации.

Даже лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из внешнего подобия, а характера линий, пятен и штрихов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактическая игра для развития восприятия цвета и формы «Наряди матрешку»Дидактическая игра для развития восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Дидактическая игра на развитие восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.

Дидактическая игра для развития восприятия цвета «Разноцветное угощение для мышки»Дидактическая игра для развития восприятия цвета «Разноцветное угощение для мышки» Цель: Научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого ребенка.

Дидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группыДидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы Хочу предложить Вам пособие на развитие восприятия цвета. Данное пособия изготовила из картонной коробки и стаканчиков из под йогурта.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Консультация «Пальчиковые игры в развитие дошкольников» Пальчиковые игры в развитие дошкольников. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с цвето — развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 19:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с цвето — развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Цуканова (УИ 732339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД