Татьяна Адасенко
Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок для развития ЗПВ
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок, направленные на совершенствование и развитие пространственного восприятия по четырем направлениям:
I. Направление работы: определение взаимного расположения предметов в пространстве и использование в речи пространственных терминов.
Задачи:
- продолжать формировать умение оценивать взаимное расположение в пространстве;
- обогащать словарь посредствам использования пространственных предлогов и наречий.
Игра «Что справа»
Публикация «Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок для развития ЗПВ» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Содержание: дети сидят на скамейках. По всем сторонам от скамеек расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон (называет их, были справа от него.
Игра «На плоту»
Содержание: дети стоят на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Содержание: эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший мяч или др., называет ориентир, противоположный по значению. Например, лево – право, верх – низ, над – под, впереди – сзади, далеко – близко и т. д.
Игра «Магазин»
Содержание: в этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинакового набора картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
Игра «Отгадай – где…»
Содержание: воспитатель предлагает детям встать в кружок и посмотреть, какие предметы находится за, под, перед, между, по середине, вверху, внизу, слева/справа от, направо, налево, сзади, впереди объектов. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
Игра «Квадратик»
Содержание: воспитатель рисует на земле квадратик и просит ребенка нарисовать, что – нибудь в правом верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу.
Игра «Назови соседей»
Содержание: для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е)
находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т. п.
Игра «Строители»
Содержание: для игры потребуется какой-либо строительный конструктор. Игровая задача — сделать точную копию постройки, вы-полненной ведущим (сначала в роли ведущего выступает взрослый, затем — один из детей). После того как все «строители» закончат возведение своих построек, выявляется победитель.
Вариант игры — образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа, опираясь на который дети выполняют свои постройки.
II. Направление работы: поисковая деятельность в большом пространстве.
Задачи:
- совершенствовать умение выполнять поисковую деятельность в большом пространстве;
- совершенствовать умение соотносить объекты по цвету, форме.
Игра «Ищем сокровище»
Содержание: в игре может принимать участие неограниченное число участников, среди которых выбирается ведущий. Он предлагает игрокам найти среди окружающих предметов «сокровище» и задает с помощью прилагательных его признаки, например: «Мое сокровище — маленькое, синее, круглое,» (мячик) и т. д. Игрок, отгадавший «сокровище» по признакам, сам становится ведущим
Игра «Рассели жильцов»
Содержание: перед началом игры дети рисуют многоэтажный дом (на земле, асфальте, снеге, песке, где видны этажи, квартиры. Дается им также и набор геометрических фигур (предметы заместители, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире. Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение детей (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т. д.).
Игра «Отгадай признак»
Содержание: перед началом игры дети разбиваются на пары. Один ребенок берет по своему выбору предметы, имеющие один или два общих признака, один остается у него в руках, а другой кладёт на территории прогулочной площадки, но так, чтобы второй ребенок не видел где был оставлен предмет. Задача второго ребенка состоит в том, чтобы описать предмете, который ему достался выделить признаки предмета и пытаться найти такой же на территории прогулочной площадки. Затем они меняются ролями и т. д.
Игра «Лучший знаток загадок»
Содержание: ведущий предлагает участникам игры вспомнить загадки, которые они знают, и загадать их друг другу. Обязательное условие, которое должно быть выполнено, — предмет-отгадка должен находиться в поле зрения игроков, быть ими виден. В конце игры следует поощрить как тех, кто загадал самое большое число загадок, так и тех, кто лучше всех их отгадывал.
Игра «Кто назовет больше признаков?»
Содержание: в игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет признаки предмета из окружающей об-становки, а игроки должны найти данный предмет по описанным признакам. Выигрывает тот, кто быстрее найдёт заданный предмет.
Игра «Найди то, что я покажу»
Содержание: в принесенном педагогом «чудесном» мешочке находится некоторое количество предметов разной величины, формы и цвета, которые можно легко найти и на прогулке (например, камешки, листья деревьев и др.). Дети по очереди достают из мешочка предметы и пытаются найти подобные на территории площадки. Для того чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать и внимательно рассмотреть с детьми, наметив тем самым признаки по, которым дети будут искать подобные предметы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игроков.
Игра «Принеси то, что я скажу»
Содержание: воспитатель проговаривает ребенку признаки предмета, который находится на территории площадки и просит ребенка принести его.
III. Направление работы: ориентировка в большом пространстве относительно себя и предмета.
Задачи:
- совершенствовать умение определять взаимное расположение предметов в большом пространстве, относительно себя;
- совершенствовать умение определять взаимное расположение предметов в большом пространстве, относительно предмета;
- закреплять умение понимать и использовать в речи пространственные термины «ближе – дальше».
Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Содержание: дети выстраиваются на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
Вариант игры – дети выстраиваются на расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе или дальше к другому ребенку, выбранному ведущим.
Игра «Что ближе к предмету, что дальше?»
Содержание: воспитатель ставит на расстоянии между объектом (например деревом) и ребенком несколько игрушек и просит ребенка определить, какая из игрушек находится к объекту ближе, а какая дальше.
Игра «Далеко и близко»
Содержание: воспитатель просит ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него, задавая наводящие вопросы: что далеко, что близко к нему.
Игра «Что далеко, а что близко?»
Содержание: воспитатель просит ребёнка выбрать любой понравившийся объект и просит рассказать, что ближе к объекту, а что дальше.
Игра «Кто дальше кинет мяч?»
Содержание: воспитатель выбирает пару детей, дает им по мячу и просит их бросить его, по результатам детям необходимо определить кто из них кинул мяч дальше, а кто ближе.
Вариант игры - ребёнку предлагается кинуть мяч сначала близко к себе, а потом дальше от себя.
Игра «Где звучит?»
Содержание: ребенок стоит с закрытыми глазами, ведущий (воспитатель) отходит и звонит в колокольчик. Ребенку необходимо сказать где звучит колокольчик, близко или далеко. Если называет верно, то становится ведущим.
Игра «План города»
Содержание: перед началом игры рисуется на асфальте план города с указанием названий улиц и номеров домов. Далее взрослый предлагает детям следующие игровые ситуации:
Вариант 1: во всех домах города живут дети, которые ходят в шко-лу. Занятия в школе у всех начинаются в одно и то же время. Подумайте, какой дом ближе к школе, а какой дальше, из какого дома дети дойдут в школу быстрее?
Вариант 2: ребенку предлагается выбрать на плане города, улицу на которой он хотел бы жить. После этого ребенку предлагается определить какой городской объект находится к нему ближе, а какой дальше. Маша живет в доме № 5 на Цветочной улице, а ее подруга Наташа — в доме № 2 на Осенней улице. Расскажите, как можно пройти Маше в гости к Наташе? А как нужно Наташе идти в гости к Маше?
IV. Направление работы: развитие прослеживающей функции руки и глаза.
Задачи:
- закрепление навыков ориентировки в микропространстве;
- закрепление навыков движений руки и глаза;
- развить умение предварительно анализировать свои действия.
Игра «Копировщики узоров»
Содержание: детям предлагается внимательно проанализировать об-разцы узоров (каждому ребенку предлагается индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.
Игра «Сделай, как я!»
Содержание: для игры потребуются палочки. Дети рассаживаются на скамейки, и один из них — ведущий — выкладывает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игрока-ми, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, — он становится ведущим.
Игра «Звездочки»
Содержание: для игры потребуется два игровых поля (рис. 1) — по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звездочек на поле соперника. Если задание выполняется правильно, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку.
Рис. 1
Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10, но время предъявления их расположения на игровом поле остается прежним — 1 секунда.
Игра «Разноцветное путешествие»
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. ( Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т. д.).
Игра «Бабочка»
Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.
Игра «Сбей кеглю»
Содержание: дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5-2 м, установлены кегли. Играющие, поочередно, прокатив мяч по полу (земле, стараются сбить цель — попасть в кеглю. После удачного попадания в цель, кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.
Игра «Туннель пинг-понг»
Содержание: ребенок одной рукой держит трубу с небольшим наклоном, другой запускает в нее шарик. Правила: взять шарик определенного цвета (называет педагог, проследить, куда он покатится, вылетев из трубы.
Игра «План города»
Содержание: перед началом игры рисуется на асфальте план города с указанием названий улиц и номеров домов. Далее взрослый предлагает детям следующие игровые ситуации:
Вариант 1: Маша живет в доме № 5 на Цветочной улице, а ее под-руга Наташа — в доме № 2 на Осенней улице. Расскажите, как можно пройти Маше в гости к Наташе? А как нужно Наташе идти в гости к Маше?
Вариант 2: Сережа живет в доме № 4 на Осенней улице. Он вышел из своего дома, повернул направо и зашел во второй дом на четной стороне. Куда он пришел? И т. д.