Ирина Анатольевна Торопчина
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета
Выполнила: воспитатель Торопчина И. А.
г. Новокузнецк
2015
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
Публикация «Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Такие игры могут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в окружающей жизни. Эти игры содержат два типа обучающих задач.
Эти игры содержат два типа обучающих задач:
1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов (окраска предметов – сигнал к действию или его запрету)
2. Задачи на правильное называние цветов.
Использование этого приема ведет к формированию устойчивого зрительного образа цветового тона, который позволяет ребенку правильно различать цвета предметов в различных условиях.
Задачи второго типа: решая их, дети находят нужные по цвету предметы и учатся правильно обозначать словом цветовые тона.
Чтобы различение цветовых тонов было значимо для ребенка, знакомство с цветом надо связывать с привлекательными для него предметами.
В одних случаях цвет играет роль сигнала, побуждающего к определенным действиям, в других может стать условием получения привлекательного для ребенка предмета. Но во всех случаях различение и название цвета служит условием игрового общения.
Требования к материалам и игрушкам:
1) Предметы должны быть эстетически привлекательными
2) Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.
В расположении воспитателя должны быть следующие материалы: разноцветные флажки, цветные лепты, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамидки, цветные коробочки, игрушки окрашенные в чистые цветовые тона.
«Разноцветные ленточки»
Цель: учить детей различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, выделять цвет как отличительный признак предмета, совершенствовать зрительное восприятие, сформировать устойчивый образ цветового фона, закрепить название цвета (пассивная и активная речь, развивать у детей чувство ответственности чувство уверенности в себе
Игровой материал: красивая коробка, цветные ленты – 2 комплекта, красивая кукла, 2 стола
Ход игры:
Дети сидят на стульях полукругом
Воспитатель : Дети, к нам в гости пришла кукла Алёна.
Кукла Алё на: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Алёна!
Кукла Алё на: У меня длинные волосы, я люблю заплетать косы. Мне подарили много красивых ленточек разных цветов. Я их рассматривала и все перепутала. Видите мои косичка, сколько их у меня?
Дети: Две косички!
Кукла Алё на: Вот для двух косичек мне надо две ленточки одного цвета Поможете мне их разобрать по цветам?
Дети: Поможем!
Воспитатель открывает коробку с ленточками. Ребята, посмотрите какие они блестящие и красивые (воспитатель показывает цвет каждой ленточки, обращая особое внимание на ее цвета, которые вводятся впервые). – Поможем Алёне искать пару ленточкам разного цвета? Вот кому я дам ленточку, подойдет к столу и будет прикладывать ее к ленточкам, лежащим на столе. Сейчас я вам покажу как надо искать (воспитатель подходит к столу, раскладывает ленточки на двух столах разного цвета) – какого цвета ленточку мне поискать? Хотите, я найду синюю? (берет синюю ленточку из коробки и прикладывает к другим цветам, спрашивает у детей: - Такая? Нет, не такая. Прикладывает к синей (если правильно – дети хлопают в ладоши).
- А теперь все дети будут искать по очереди ленточку. Я выберу первыми в очереди детей, которые внимательно слушали и справятся с поручением. Дети выбирают цветную ленту на одном столе и ищут ей пару на другом методом прикладывания. Если задание выполнено верно дети хлопают в ладоши и говорят:
- Вот какая красота! Правильно нашли цвета!
Если кто-то ошибся, дети шутливо машут руками:
- Не спеши, не спеши, еще раз поищи!
Подобрав ленточки парами по цвету, дети складывают их в коробочку кукле Алёне, называя ей цвета лент.
Правила игры :
1. Перед выполнением поручения нужно внимательно рассмотреть цвет ленточки-образца.
2. Выполняют поручение вначале те, кто ведет себя спокойно.
Советы воспитателю :
1. Тщательно подберите игровой материал и уложите его в красивую коробку.
2. В первую очередь дать поручение уверенным в себе детям, застенчивых выбирать когда они поймут правила игры.
3. При повторном проведении не давать ленточку-образец детям, а только показать ее (по зрительному образцу)
«Ищи свой дом!»
Цель: в предлагаемой игре дети учатся различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом; различение цветовых тонов производится глазами на расстоянии (отвлекаясь о других свойств предмета, формы); управлять своим поведением, действовать точно по словесному сигналу.
Игровой материал: разноцветные флажки (по одному каждого цвета)и такого цвета кружочки (по числу детей в группе). Игровой материал на разносе нового цвета – оранжевый (морковь, апельсин, круг «Волшебный круг» (по цветам, поднос, бубен.
Описание игры : Дети сидят на стульчиках полукругом, воспитатель за столиком.
Воспитатель : Дети, кукла Алёна прислала нам новую игру (воспитатель показывает детям флажки знакомых цветов и предлагает их назвать). Потом начинает знакомство с новыми цветами – раскрывает поднос с предметами – апельсин, морковь, коричневый мишка, коричневая рукавичка. Берет апельсин в руки:
- Дети, что это?
– Апельсин.
- Какого он цвета?
- Оранжевого (если дети затрудняются, дети называют еще что есть оранжевого цвета – морковка, затем то же с коричневым цветом)
- А теперь давайте играть – предлагает воспитатель. Дети встают в круг, взрослый, находясь в середине, надевает каждому участнику игры кружок какого-нибудь цвета, при этом ребенок называет кружок, цвет своего кружка. Воспитатель предлагает запомнить цвет своего кружка и перевернуть его на другую сторону: Не трогать кружок пока не будет сказан «Ищи свой дом!»Воспитатель по волшебной стрелочке или по «считалке» выбирает четырех детей и вручает им флажки: красный, синий, оранжевый, коричневый. Каждый из детей с флажком занимает какой-нибудь дом (квадрат). – Вот какие красивые дома построили в нашем городе, а у вас есть разноцветные кружочки. Это приглашение переехать в новый дом такого цвета, как ваш кружок. Под звуки бубна дети ходят по кругу, с прекращением звучания дети останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в квадратах, меняются местами по указанию воспитателя и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза, сравнивают свои кружки с цветом флажка и быстро занимают место в домиках. Кто первым нашел дом (по определению воспитателя и детей, держащих флажки) награждается аплодисментами.
Правила игры :
1. Внимательно рассмотреть какого цвета кружок, запомнить, найти флажок такого же цвета и занять место в доме.
2. Перевернуть кружок и не трогать его пока не будет дан сигнал «Ищи свой дом!»
3. Не бежать в дом без сигнала и пока не будет найден флажок нужного цвета.
Усложнение. Занять место в домике по-памяти и сверить цвет кружка и флажка уже в домике.
Список литературы
1. Психология. А. В. Запорожец
2. Развивающие игры. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова