Татьяна Москаленко
Игры — помощники для развития музыкального восприятия дошкольников в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В лесу
Цель: развитие слухового внимания.
Дети стоят в кругу, 1 ребенок стоит в середине круга, закрыв глаза. Дети идут по кругу и поют:
Катя (Маша, Витя, Миша, ты сейчас в лесу,
мы зовем тебя, -ау!
Ну-ка, глазки закрывай, не робей
Кто зовет тебя, узнай поскорей…
Дети останавливаются, педагог дотрагивается до плеча любого ребенка, который зовет по имени водящего. Если водящий угадал, кто его зовет, дети меняются местами, позвавший становится водящим, если нет, игра повторяется.
***
Публикация «Игры — помощники для развития музыкального восприятия дошкольников в различных видах деятельности» размещена в разделах
Волшебный мешочек
(игра для младшей группы)
Цель: развитие музыкальной памяти, образного мышления
Игровой материал: красивый цветной мешочек с игрушками внутри (собачка, кошка, петушок, лошадка, птичка). Вместо игрушек можно использовать персонажей кукольного театра.
Ход игры:
Музыкальный руководитель :
К нам пришли гости. Но где же они спрятались? (смотрит по сторонам). Может быть здесь? (показывает мешочек). Мы сейчас послушаем музыку и узнаем, кто спрятался в мешочке.
Музыкальный руководитель проигрывает на фортепиано (или в записи) мелодии песенок, знакомых детям – «Петушок», «Лошадка», «Кошка», «Собачка», «Птичка».
Дети узнают музыку, музыкальный руководитель достаёт из мешочка соответствующую музыке игрушку и показывает всем.
***
В лесу
(игра для второй младшей группы)
Цель: развитие навыков восприятия музыки, умения соотносить музыку с образами животных.
Игровой материал: магнитная доска, магниты, картинка с изображением леса, картинки с изображением зайчика, ёжика, медведя, мышки, птички. Возможна игра в интерактивном варианте.
Ход игры:
Музыкальный руководитель :
Мы попали с вами в лес,
В нём полным полно чудес.
Ёлочки, берёзки тут,
Разные животные
Здесь в лесу живут…
Послушайте музыку и угадайте, какой зверек спрятался за вот за тем деревцем.
В исполнении музыкального руководителя (или в записи) дети слушают знакомые произведения «Медведь», «Зайчик» и т. д. и отгадывают животных, птиц.
Тот ребёнок, который первым узнал и назвал музыку, берет картинку животного и при помощи музыкального руководителя прикрепляет ее магнитом на магнитной доске.
***
Кто подошел к теремочку
(игра для средней группы)
Цель: развитие умения запоминать и различать музыкальные образы животных.
Игровой материал: изображение теремка (или макет, картинки со сказочными персонажами сказки «Теремок» (или игрушки) – мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. Магнитная доска, магниты.
Музыкальный руководитель :
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто то к теремочку спешит,
По тропиночке бежит…
Послушайте музыку и отгадайте, кто же это спешит к теремочку…
Музыкальный руководитель проигрывает музыку (или в записи, дети отгадывают персонажа сказки. Детям предлагается угадать героев сказки не в той последовательности, в которой они появляются в самой сказке, а вперемешку (например, медведь, мышка, лиса, лягушка, заяц, волк).
Кто первым отгадывает персонажа, тот берет картинку (или игрушку) и прикрепляет магнитом на доску (или ставит к домику)
***
Колокольцы-бубенцы (5 – 7 лет)
Цель: развитие вокального тембрового слуха.
Игровой материал: песенка «Колокольцы-бубенцы», колокольчик.
Методика организации игры :
Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку «Колокольцы-бубенцы». В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами. Четвертую фразу песенки исполняет ребенок, которому педагог вручает колокольчик. Ребенок, стоящий в центре круга должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребенок, звеня колокольчиком, перемещается внутри круга, а водящий с завязанными глазами пытается его поймать, идя на звон колокольчика. В конце этого этапа игры поющий ребенок становится водящим. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.
Не следует добиваться того, чтобы водящий ребенок непременно поймал поющего, так как основной победой в игре является узнавание солиста по голосу, а продолжение игры лишь усиливает удовольствие играющих.
Песенка «Колокольцы-бубенцы»
Колокольцы-бубенцы
Раззвонились удальцы,
Дили-дили-дили-дон -
Угадай, откуда звон.
***
Музыкальное лото
(5 – 7 лет)
Цель: закрепление работы над развитием вокального и инструментального тембрового слуха.
Игровой материал: аудиозапись со звучанием вокальных (мужских, женских, детских) и инструментальных (инструменты симфонического и народного оркестров) тембров, большие карточки, являющиеся основным полем лото и разделенные на сектора; маленькие карточки, соответствующие каждому сектору.
Методика организации игры :
Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров. Звучит аудиозапись с ярко выраженным тембром того или иного инструмента или голоса. Дети выбирают соответствующую этому звучанию маленькую карточку и накрывают ею определенный сектор на основном поле лото.
Звучание музыкальных фрагментов должно длиться не более 30 секунд.
Игра предполагает сосредоточение на процессе узнавания различных тембров. Комплект карточек должен быть у каждого ребенка.
***
Музыкальная палитра (5 – 7 лет)
Цель: развитие творческого воображения детей при восприятии музыки.
Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.
Методика организации игры :
Дети подходят к столам, на которых разложены краски, кисточки, листы бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.
С детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми уже накоплен определенный опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных музыкальных произведений.
С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце учебного года, это позволит проверить эффективность работы.
Репертуар: Старшая группа – «Детский альбом» П. И. Чайковского
Подготовительная группа – «Времена года» П. И. Чайковского
***
Игра «Найди пару»
Автор Т. А. Москаленко
Цель: развитие слухового внимания, звуковысотного слуха, ритмического слуха
Ход игры : за двумя настольными ширмами спрятаны два одинаковых комплекта шумовых инструментов. Участвует двое детей. Один воспроизводит звук на шумовом музыкальном инструменте, второй должен найти такой же инструмент и воспроизвести звучание. Усложнение: один ребенок воспроизводит ритмический рисунок, второй должен повторить услышанное.