Папки-передвижки

Игры по экологии

Юлия Лютенко
Игры по экологии
▼ Скачать + Заказать документы

Игры по экологии

«Скажи по-другому»

Цель: развитие мышления, сообразительности; воспитание умения быстро подбирать близкие по смыслу слова — синонимы.

Ход игры. Воспитатель называет какое-либо слово, дети должны подобрать к нему синонимы. Выигрывает тот, кто назовет больше синонимов.

Варианты игры : «Скажи наоборот» — подбор антонимов, «Подбери эпитеты» - подбор прилагательных, «Назови действия» - подбор глаголов.

«Подбери слово»

Публикация «Игры по экологии» размещена в разделах

Цель: развитие мышления, сообразительности, воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?», «Что можно штопать? Завязывать? Надвигать? Надевать?» и т. д. Дети дают ответы, называя слова, подходящие по смыслу. Организовать игру можно по кругу, передавая друг другу камешек, мяч, карандаш, выступающий в роли волшебной палочки. Тот, кто не может назвать подходящее слово, должен заплатить штраф-фант, который выкупается в конце игры.

«Да — нет»

Цель: воспитание логического мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки.

Ход игры. Угадывание предмета посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности. На все вопросы можно отвечать только «да» и «нет». Выбирается один водящий, который на время удаляется из игровой комнаты. Дети вместе с воспитателем загадывают какой-то предмет, находящийся в игровой комнате. Водящий должен отгадать этот предмет, задавая вопросы о его местонахождении, материале, из которого он изготовлен, цвете, форме и т. д. Воспитатель должен научить детей задавать вопросы логично, делать правильные выводы.

«Придумай предложение»

Цель: развитие быстроты мышления и речевой активности.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я назову какое-нибудь слово, а вы должны быстро придумать предложение с этим словом. Например, я скажу слово «близко» и передам камушек Мише. Он возьмет камушек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камушек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в такой форме, в какой его предлагает загадывающий.

По мере освоения игра может усложняться: можно придумать предложение из двух, трех, четырех или пяти слов с заданным ключевым словом. Если дети затрудняются при ответе, им помогает воспитатель.

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры. Дети сидят на стульях по кругу. По команде воспитателя дети выполняют определенное движение руками, такими, например, как:

Команда «Земля!» — дети опускают руки вниз.

Команда «Вода!» — дети вытягивают руки вперед.

Команда «Воздух!» — дети поднимают руки вверх.

Команда «Огонь!» - дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Звук потерялся»

Цель: развитие внимания, развитие фонематического слуха.

Ход игры. Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны назвать, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу: воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры : слово с точками вместо пропущенных букв пишется на доске, дети должны вписать нужные буквы и прочесть слово целиком.

«Кузовок»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, сообразительности; активизация словаря.

Ход игры. Воспитатель ставит на стол корзинку, коробку, ящик и объясняет детям, что это кузовок, а класть в кузовок можно только слова, которые заканчиваются на — ок. Каждый положит в кузовок то, что захочет, и передаст кузовок соседу: «Кладу в кузовок цветок, грибок, молоток, спичек коробок и т. д.». Кто обмолвился, отдает фант. Игра заканчивается разыгрыванием фантов.

Когда дети достаточно освоят эту игру, можно предложить им другие условия: положить в кузовок слова, которые заканчиваются на —ка, —ек, и т. п., или слова, начинающиеся на какую-то определенную букву.

«Кто быстрее соберет?»

Цель: развитие зрительно-моторной памяти.

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе 5 разных предметов, например: ключ, расческу, ручку, коробку с карандашами, кисточку. Кому-то из ребят завязывают глаза, и он должен с максимальной бы-стротой, но не более, чем за минуту, собрать эти вещи в том порядке, в котором их называет воспитатель. Воспитатель может поменять положение предметов, и их по очереди должны собрать другие игроки. Тот, кто сделает это быстрее других, считается победителем.

«Что изменилось?»

Цель: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.

Ход игры. Играть лучше всего группой по 7—9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1—2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.

Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.

«Пора идти за покупками»

Дидактическая задача. Развитие фонематического слуха. Умение определить место звука в слове. Запоминание букв. Развитие внимания и умения слушать.

Материал. Мешочек с набором пластмассовых букв. Игровое поле с изображенными на нем полками магазина и разнообразными покупками. Пластмассовые, деревянные или бумажные фишки различных цветов и форм.

Игровые правила. Соблюдение очередности. Заранее оговаривается, возможна ли помощь со стороны других игроков.

Игровые действия. Правильное определение первой (второй, третьей, последней.) буквы слова, выставление своей фишки на нужную картинку.

Руководство. Буквы складываются в мешочек. Воспитатель говорит: «Мы сегодня отправляемся в магазин за покупками. Но чтобы купить какую-нибудь вещь, необходимо узнать, с какой буквы она начинается. Я опускаю руку в мешочек и достаю букву для Алины. Алина, что это за буква? Найди на полках товар, начинающийся с той же буквы». Игрок должен подумать, что можно «купить» на эту букву, выбрав предметы, названия которых начинаются с нее. «Купив» вещь, игрок помечает ее своей фишкой. В конце игры фишки подсчитываются.

Примечание

Инструкция может быть и такой: «Я достала из мешочка букву. Ты сможешь купить товар, если в его названии эта буква стоит на втором (третьем и т. д.) месте».

• Игроки могут и сами по очереди вытаскивать буквы из мешочка.

• В эту игру с успехом могут играть и дети младшего школьного возраста. Но для них необходимо называть букву, вынутую из мешочка. Тогда дети смогут запоминать буквы в процессе игры.

• Эту же игровую карту можно использовать для развития про-странственных ориентировок, отношений: «между», «справа», «слева», «под», «над» и др.

• Можно построить игру следующим образом. Один из игроков задумывает слово, обозначающее предмет на игровом поле, и называет остальным его первую (вторую. последнюю) букву. Играющие должны догадаться, что за предмет он загадал.

• Расположите буквы в разных местах комнаты. Игроки должны проверить, правильно ли разложены буквы; например, они должны снять букву «к» со стола и положить в кресло и т. д. Чтобы сделать игру более живой, можно установить контрольное время.

«Танграм»

Дидактическая задача. Развитие пространственных отношений, умения менять пространственное положение фигур с тем, чтобы получить заданную или задуманную геометрическую композицию. Развитие воображения.

Материал. Карты с образцами геометрических композиций. Раздаточный материал для геометрических мозаик (по количеству детей).

Руководство. Данные игры включают в себя два уровня сложности. Первый уровень: на образце задана последовательность соединения геометрических фигур в композицию, отчетливо видно место каждой фигуры в композиции. Второй, более высокий уровень: дан общий контур композиции, к его построению ребенок должен прийти самостоятельно.

«Сколько недостает до 10?»

Цель игры : закрепить знания о составе чисел от 2 до 10, закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 10; развивать логическое мышление.

Материал. У каждого ребенка карточка. В верхнем ряду в клетках карточки записаны цифры от 1 до 9, но не в порядке следования числового ряда. Под ними пустые клеточки. У каждого ребенка конверт с цифрами от 1 до 9.

Содержание игры. Воспитатель дает каждому ребенку карточку и конверт. По его команде все начинают заполнять клеточки нижнего ряда карточки так, чтобы сумма чисел в верхней и нижней клеточках равнялась 10. Выиграл тот, кто первым заполнил все клеточки и сделал это быстро.

«Похож - не похож»

Цель: воспитание логического мышления, умение сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, отгадывать предметы.

Правила: для сравнения предметов по представлению брать только два предмета, отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия: отгадывание, передача камушка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры : воспитатель вручает камушек одному из детей и просит его описать два предмета, чем-то похожих, а чем-то и разных. Описание может быть таким: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединкой; другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой. Другой растет на клумбе». Загадывающий передает камушек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загад-ку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

«Слушай и исполняй»

Цель: развитие внимания и памяти.

Ход игры : ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти движения в той последовательности, в которой они названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, затем прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов, присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, постоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.

Ход игры : из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети - полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение. В роли водящего должны выступить все желающие дети.

«На что похоже?»

Цель игры : упражнять детей в подборе сравнений для наиболее точного описания предмета.

Ход игры : воспитатель договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается по внешнему виду, действиям и т. п. со сходными и известными всем предметами). Назначается отгадчик, который выходит из комнаты и не возвращается, пока дети не договорятся о слове. Отгадчик должен отгадать, какое слово дети задумали.

«Отвечай быстро»

Цель: воспитание быстроты и гибкости мышления, упражнение в классификации предметов.

Правила: подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказано нужное слово.

Ход игр: дети стоят в кругу, воспитатель - в центре: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом сам называет любой цвет и перебрасывает мяч другому. Тот тоже ловит мяч, называет свой предмет, свой цвет и т. д.».

Основными признаками классификации могут быть цвет; материал из, которого сделан предмет (деревянный, стеклянный, стальной); форма (круглая, квадратная и т. д., а также предназначение предмета (для игры, еды, работы, ремонта, рисования, шитья и т. д.).

«Будь внимателен!»

Цель: развитие, стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ход игры : дети стоят группой, свободно, на расстоянии не менее 0,5 м. Звучит маршевая музыка, под которую дети маршируют на месте. Воспитатель произвольно, с разными интервалами вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команды и соответствующие им движения:

«Зайчики» - дети прыгают, имитируя движения зайца.

«Лошадки» - дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Раки» - дети пятятся спиной, как раки.

«Птицы» - дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).

«Аист» - дети стоят на одной ноге, поджав другую. «Лягушка» - присесть и скакать вприсядку. «Собаки» - дети имитируют движение, когда собака служит, и лают.

«Курочки» - дети «ищут зерна» на полу и говорят «ко-ко-ко». «Коровы» - дети встают на четвереньки и мычат.

«Только на эту букву»

Цель: воспитание слухового внимания, быстроты реакции на слово; активизация словаря.

Ход игры : каждый ребенок по просьбе воспитателя выбирает для себя одну букву. Теперь на все вопросы, обращенные к нему, он должен отвечать словами, начинающимися только на эту букву. Например, ребенок выбрал букву «А» :

- Как тебя зовут? (Алеша, Андрей, Анатолий.)

- Какая у тебя фамилия? (Азбукин.)

- Откуда ты приехал? (Из Астрахани.)

- Куда ты едешь? (В Астрахань.)

- На чем ты едешь? (На автобусе.)

- Что таМ растет? (Арбузы, абрикосы, апельсины.)

- А какие звери водятся? (Архары.)

- А какие птицы? (Аисты.)

- Кто тебя встретит дома? (Алеша.)

- Какой подарок ты ему привезешь? (Альбом.)

Все дети внимательно следят за ответами и, если слышат ошибку, хлопают в ладоши. Тогда отвечающий отдает фант. Игру продолжают до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы ведущего. В конце игры разыгрывают фанты.

«БУКВЫ АЛФАВИТА»

Цель: развитие активного внимания.

Ход игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Воспитатель называет букву; тот ребенок, которому присвоена буква, хлопает в ладоши. Затем игру можно усложнить: воспитатель произносит слово (лучше из 4-5 букв, дети, которым принадлежат буквы, образующие слово, выстраиваются в нужном порядке.

«ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ»

Цель: развитие внимания, развитие фонематического слуха.

Ход игры. Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны называть, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры : слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.

«УКРАСЬ СЛОВО»

Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса.

Ход игры. Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача: за 1 минуту придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

«КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ»

Цель: развитие мышления, сообразительности, активизация словаря.

Ход игры. Воспитатель называет детям профессию — дети должны назвать соответствующие ей профессиональные действия. Затем играющие меняются ролями: воспитатель называет действия, дети должны ответить, люди каких профессий совершают эти действия.

«ПИШУЩАЯ МАШИНКА»

Цель: развитие волевого (произвольного) внимания.

Ход игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Воспитатель произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, составляющие слово, встают в ряд в нужном порядке и каждый из них произносит свой звук. В заключение все дети произносят слово целиком. Усложненный вариант — воспитатель про-износит слово, не записывая его.

«КАПИТАН УКЛАДЫВАЕТ ЧЕМОДАН»

Цель: развитие механической памяти.

Ход игры. Воспитатель начинает рассказ: «Капитан укладывает в чемодан. расческу». Затем он передает камешек, кубик или любой другой небольшой предмет следующему игроку, и тот продолжает игру: «Капитан укладывает в свой чемодан расческу и. тапочки». Каждый следующий игрок добавляет в список свой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

«КРУГИ НА ВОДЕ»

Цель: развитие творческого воображения, активизация словаря.

Ход игры. Когда в воду бросаешь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнений, воспоминания, представления.

Детям предлагается слово, например «лимон».

1. Это слово связано со словами на букву «Л» : лиса, луна, ложка, лента, лежебока, лентяй.

2. Также можно назвать слова, начинающиеся на слог «ли» : ливень, лиана, лилипут, липкий, лицо, лимонад, лиса.

3. За 1 минуту подобрать как можно больше рифм к слову «лимон» (батон, баллон, закон, бутон, кардамон, одеколон).

4. Придумать слова, которые начинаются с букв, образующих слово «лимон» (л-лето, и-извозчик, м-может, о-олень, н-няня). Можно придумать даже смешную нелепую фразу: «Летом ишак морозился около норы».

Затем предложите детям из всех перечисленных слов сочинить смешной рассказ — «чепушину».

Оценивается оригинальность, быстрота, отсутствие повторений при ответах.

«Загадка»

Цель: учить детей выделять признаки предметов придумывать загадки, используя образные слова и выражения.

Ход игры. У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изображением вниз. На этой неделе можем подобрать картинки, связанные с наступлением весны: сосульки, подснежники, ручейки, проталины, первая травка и пр.

Задание. Придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, красивые слова для своей загадки.

«Придумай сказку»

Цель: развитие речи у детей, активизация словаря, упражнение в самостоятельном подборе выразительных средств для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Ход игры

1

Воспитатель выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники».

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.

Воспитатель обращается к детям: «Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы делали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение».

2

Воспитатель говорит: «Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцуют снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная».

3

Воспитатель предлагает: «Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. Ведь в сказке все может быть, и значит, деревья могут говорить и мечтать. Давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутываем их потеплее от стужи и морозов. А теперь пришла весна. Деревья потихоньку просыпаются. Как вы думаете, какие мысли возникают у них в это время?»

«На что похоже?»

Цель: учить детей подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета.

Ход игры. Воспитатель договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается со сходными и известными всем предметам по внешнему виду, функциям и т. п.). Назначается отгадчик, который выходит из комнаты и не возвращается, пока дети не договорятся о слове. Войдя, он должен отгадать, какое слово дети задумали.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Для детей старшего дошкольного возраста

воспитатель

Публикации по теме:

Игры для развития речи дошкольников. (продолжение) Игры для развития речи дошкольников. (продолжение) «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие.

Экологический светофорЭкологический светофор http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В прошлом году мы сделали для детей экологический светофор. Идею мы взяли из папки с демонстрационным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по экологии
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 15:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по экологии» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лютенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД