Анастасия Усачева
Игры по ознакомлению детей со словом
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто это? Что это?»
Цель: дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование: одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д).
Описание игры : Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне будете отвечать одним словом. «Что это». Педагог указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают, например ««Книга» и т. д. «Как можно спросить про эти предметы» Дети отвечают «Что это?»»
Публикация «Игры по ознакомлению детей со словом» размещена в разделах
Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» педагог указывает на одушевленный предметы: птичку, рыбку, детей – и спрашивает у детей : «Как можно спросить? (Кто это)». Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы. Педагог называет одушевленные предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом, педагог постепенно подведет детей к понятиям «живой» - «неживой».
Педагог приглашает девочку, рядом с ней ставит куклу и обращается к детям с вопросом: «Чем отличается Лена от куклы?». Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла не живая, игрушка. Далее сравнивается игрушка - медведь и медведь, изображенный на картинке. Выясняется, что игрушка-медведь – неживой, а картинка изображает живого медведя. Подводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?», а слова, обозначающие живые предметы, - на вопрос «что?»
«Кто что делает?»
Цель: дать понятие о слове, которое обозначает действие.
Оборудование: карандаш, бумага.
Описание игры : педагог приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети) : «Саша рисуй, - и спрашивает у детей : «Что делает Саша?». Дети должны ответить одним словом. Затем педагог дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы мне назвали много слов. К словам, которые вы мне называли и которые назвала я, можно поставить вопрос : «что делает?», эти слова обозначают действия. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить вопрос». (варит, шьет, бежит, смеется и т. д)
«Что нам почта принесла»
Цель: закреплять в речи детей слова, обозначающие действия.
Оборудование: сюжетные картинки, сумка почтальона, конверты
Описание игры : педагог заранее раскладывает по одной или две сюжетные картинки и кладет эти конверты в сумку почтальона. Детям педагог сообщает о том, что пришло много писем всем детям. Для того чтобы эти письма разнести, нужен почтальон. Из числа детей выбирается почтальон, который разносит письма всем детям. Затем педагог говорит, что письма эти не простые, а письма картинки и дети должны выполнить следующее задание: внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос «что делает?». Дети рассматривают картинки и поочередно называют только одно слово, обозначающее действие (поливает, строит, рисует и т. д).
«Назови слово».
Цель: Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие
Оборудование: Предметные картинки.
Описание игры : Педагог раскладывает на столе предметные картинки изображающие стол, кошку, бегущего ребенка, сидящего человека, бабочку, книжку и тд.
Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: кто это? что это, что делает? За правильно выполненное задание ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.
«Какой он?»
Цель: дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.
Оборудование: лимон, игрушки и тд.
Описание игры : Педагог показывает детям лимон, предлагает рассмотреть его, поставить вопрос к слову «лимон» какой? и ответить на него. (Желтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый и тл). Затем педагог говорит: «мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». A теперь посчитайте, сколько я скажу слов.
Большой, новый. (два слова)
Какое первое слово? (большой)
Какое второе слово? (новый)
Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?» педагог указывает на мишку и спрашивает: «какой?» дети отвечают ( например: большой, плюшевый или новый, маленький и тд). Таким образом отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая? какое?