Светлана Подымова
Игры по формированию грамматического строя речи для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто это?»
Возрастная категория: для детей 5-6лет.
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт».
Задачи: Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.
Ход игры:
• Занимается спортом (кто) – спортсмен, спортсменка
• занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка
• занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка
• занимается теннисом – теннисист, теннисистка
• занимается борьбой — борец
• занимается акробатикой — акробат, акробатка
Публикация «Игры по формированию грамматического строя речи для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
• катается на лыжах – лыжник, лыжница
• бегает на коньках – конькобежец, конькобежка
• играет в футбол – футболист, футболистка
• играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка
• играет в шахматы — шахматист, шахматистка
• стреляет из винтовки — стрелок
• стреляет из лука — лучник, лучница
• ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка
• ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка
• прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья
• прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка
• плавает – пловец, пловчиха.
«Одежда»
Возрастная категория: для детей 5-6 лет.
Цель: формирование грамматического строя речи.
Задачи: учить изменять форму слова в зависимости от вопроса; закрепить знания о предметах верхней зимней одежды; развивать память, внимание и детскую речевую активность.
Игровые правила:
Описание ход игры : ребенок смотрит на картинку и отвечает на вопрос, заданный воспитателем. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. В конце воспитатель проводит беседу какие это вещи? зачем мы их одеваем? Почему? В какое время года?
Ход игры
Пуховик (какой) – красный, теплый, зимний…
Валенки (какие) – серые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Варежки (какие) – пушистые, белые.
Шапка (какая) – черная, большая, теплая…
Шуба (какая) – желтая, меховая, теплая…
Приложение.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Возраст: 5-6 лет
Цель: Формирование грамматического строя речи
Задачи: учить детей называть слова, противоположные по значению и согласовать окончания прилагательных и существительных
Игровые правила: отвечает только тот ребенок, у которого находится мяч.
Ход игры:
Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-то из детей мяч. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу и снова бросить мяч воспитателю.
Пример: высокий-низкий
Приложение:
высокая
гладкая
твёрдая
светлая
весёлая
сухой
лёгкий
тёплый
мелкий длинный рукав … рукав
глубокий карман …. карман
высокая стойка … стойка
чистая куртка …. куртка
холодный ветер … ветер
длинная нитка …нитка
мокрая одежда …. одежда
мягкая подушка … подушка
горячий чай …. чай
Дидактическая игра «Один - много»
Возрастная категория: игра предназначена для детей : 5-6 лет
Цель: способствовать формированию грамматического строя речи.
Задачи: учить детей преобразовывать существительные именительного падежа в форму единственного и (или) множественного числа; закреплять навыки точного употребления слов.
Игровое правило: отвечает только тот ребенок, у которого в руках мяч, хоровые ответы недопустимы.
Ход игры.
Дети стоят в кругу.
Первый вариант.
Воспитатель называет словом один предмет и бросает мяч, ребенок, которому кинули мяч, называет слово так, чтобы получилось много предметов.
Например, карандаш – карандаши.
Второй вариант игры.
Воспитатель называет слово, обозначающее много предметов, а дети – один.
Слова для игры : 1 вариант
город окно трактор озеро имя
стул ребенок книга стол дерево
ухо человек ручка утюг одеяло
брат тополь лампа стекло апельсин
Слова для игры : 2 вариант
когти облака волны листья цветы
пилы молодцы стебли книги помидоры
шоколад арбузы туфли шнурки друзья
Дидактическая игра: «Чего не стало?»
Возраст детей : предназначена для детей 5-6 лет.
Цель игры : формирование грамматического строя речи детей.
Задачи: упражнять детей в употребление существительных в форме родительного падежа в единственном.
Игровые правила: отвечать должны по одному и только тот, кого назвала воспитатель. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого к концу игры будет больше фишек.
Ход игры.
Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на доску и назвать, что изображено. Дети отвечают и запоминают картинки. Затем они закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок. Предлагает открыть глаза и сказать, чего не стало. ( пример: не стало свеклы).
Примечание: картинку можно заменить муляжами овощей или фруктов.
Приложение.