СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста для родителей
▼ Скачать
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорно-математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир.
Публикация «Игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
Ребёнок 2-3 лет познаё т окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно: не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой. Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребёнку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знаниям. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.
Занимаясь ранним развитием ребёнка, следует подходить ко всему с большой осторожностью. Важно помнить, что основной целью сенсорно-математического воспитания в раннем дошкольном возрасте является заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.
Выполнение заданий должно начинаться с предложения : «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. В программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост.)
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Поиграйте в игру: «Найди игрушку». Спрячьте игрушку: «Раз, два, три-ищи!», - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, рассказывает, где она находилась, используя предлоги «на», «за», «в».
Упражняйте детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т. п.).
Учите детей называть свойства предметов : холодный-теплый, твердый-мягкий, большой-маленький и т. п.
Необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Сначала детей нужно учить собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши ( народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и др., выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т. д.
Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.
Игра «Кукла Маша купила мебель»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, закрепить знание геометрических фигур.
Содержание: стол, стул, диван заменяются геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник. Ребёнок должен подумать, какая фигура будет вместо стола, какая вместо стула, какая вместо дивана. Ребёнок вместе с взрослым расставляют «мебель» в «комнате».
Игра «Что катится?»
Цель: Познакомить ребёнка с формой предметов.
Сделайте небольшую горку из наклонной дощечки. Положите перед ребенком кубик и шарик. Предложите соревнование у кого фигурка дальше укатится с горки.
Вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его.
Сделайте вывод вместе с ребенком: "Шарик катится, а кубик нет”. У кубика есть углы, которые мешают катится, а на шарике нет. Посмотрите в коробке с кубиками, какие еще фигуры могут катится.
Игра «Посмотрим друг на друга»
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь.
Содержание: Взрослый (мама) раздает игрушки: сыну – одну игрушка, папе – несколько игрушек, маме – ни одной не достаётся.
Взрослый: Сколько игрушек у сына, папы и мамы?
Сын, папа и мама смотрят друг на друга и говорят сколько игрушек у соседа (одна, много, ни одной).
«Игра с кубом»
Цель: закрепить умение различать шар и куб.
Содержание: взрослый бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет».
Ребёнок отгадывает, что это мяч. Взрослый выясняет у ребёнка почему мяч скачет (круглый, резиновый) и загадывает новую загадку: «Его бьют, а он не плачет, почему-то он не скачет» (куб). Ребёнок отгадывает, затем выясняет, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривает, какие особенности имеет куб (состоит из квадратов, сторон и углов).
Игра «Самолеты»
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Содержание: на стульчиках разложены бумажные самолетики разных цветов. Вопросы: сколько всего самолетов? Какого они цвета? По сколько самолетов на каждом стуле? Затем ребёнку предлагается взять в руки самолет и присесть на стульчик. По команде: «Полетели красные…, желтые …» - ребёнок выполняет игровые действия. В такой же последовательности самолеты приземляются.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: различать понятия «большой – маленький - ещё меньше»; закрепить основные цвета.
Ребёнок собирает по колечки, разбросанные по комнате. Взрослый (мама) держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки взрослый уточняет цвет и размер колечка.
Взрослый: Какое это колечко по размеру?
Ребё нок: Большое.
Если ребенок ошибается, взрослый поправляет его. Взрослый: а какого цвета? Ребё нок: Жёлтого (или др.) Когда пирамидка собрана, взрослый хвалит ребенка. Еще раз повторяют цвета и размеры колечек пирамидки. Взрослый: Вот какая у нас получилась красивая пирамидка.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: различать понятия один, много, мало.
Содержание: у взрослого мешочек, в котором лежат пуговицы (орехи, бусины и др.). Взрослый предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц, одну пуговицу.
Игра повторяется с другими предметами.
Игра «Собери клубочки»
Цель: различать понятия «большой – маленький»
Содержание: На полу рассыпаны клубочки маленькие и большие нужно сложить маленькие клубочки в маленькую корзинку, большие в большую.
Игра «Печём пирожки»
Цель: различать понятия один, много; закрепить знание геометрических фигур.
Содержание: на большую салфетку выложить по одному красному квадраты,
сопровождая словами: «один, ещё один, ещё один, и ещё один - много пирожков».
Игра повторяется с другими геометрическими фигурами.
Игра «Сравни предметы»
Цель: развитие мышления, внимания.
Содержание: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть две игрушки и говорит, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например: рыбка и утка похожи тем, что они любят воду, есть глаза, а отличаются тем, что рыбка маленькая, а утка большая.
Игра «Большой – маленький»
Цель: учить детей строить башню из кубиков разных размеров; учить последовательно отбирать предметы.
Дайте ребенку кубики разных размеров (можно из разных конструкторов) и попросите построить высокую башню.
Пусть малыш убедится на собственном опыте, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленький. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения их можно прикладывать друг к другому.
Построив башню из кубиков, можно перейти к строительству башен из плоских фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался.
Игра «Разноцветные платочки»
Цель: закрепить основные цвета; развивать внимание память.
Содержание: Взрослый показывает красивые разноцветные платочки: платочки красного, желтого и синего цветов.
Красный платочек - дети хлопают в ладоши
Желтый платочек – дети топают ногами
Синий платочек – дети кружатся на месте
(Ребёнок выполняет задания)
Игра: «Найди свой домик»
Цель: закрепить с ребёнком основные цвета.
Взрослый раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный). Взрослый: Я разложила на полу обручи. Назови их цвета. Ребёнок называет цвета.
Взрослый: а ещё у меня есть цветные круги, какого цвета круги? Ребёнок ещё раз повторяет названия цветов. А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).
Взрослый: Какого цвета этот круг?
Ребё нок: Красный.
Взрослый: в какой домик ты его положишь?
Ребё нок: в красный.
Взрослый: Правильно! Молодец!
Оставшиеся круги ребёнок раскладывают в свои домики самостоятельно. Во время игры ребёнок повторяет название цветов.
Игра «Забавные фигуры»
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат.
Разложите на полу листы цветной бумаги или бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета.
Если малыш еще не разбирается в фигурах, нарисуйте на фигурках смешные рожицы и объясните, что это забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша поселить в домик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.
Игра «Строимся парами»
Цель: различать понятия «большой – маленький»; закрепить основные цвета.
Содержание: Взрослый ставит в один ряд один большой и один маленький квадраты одного цвета.
Остальные пары малыши составляют самостоятельно.