Гаяна Фарсаданян
Игры народов мира
▼ Скачать + Заказать документы
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА
«УТУШКА».(Бобешк)
Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют – получается мостик. Выбирается утка, остальные дети – утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:
Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие перышки.
Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек.
Публикация «Игры народов мира» размещена в разделах
Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.
КАБАРДИНО-БАЛГАРСКАЯ НАРОДНАЯ
ИГРА «ПОВЕЛИТЕЛЬ ЛУНКИ»(Гъуэж)
В центре площадки выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Считалкой выбирают повелителя лунки. Повелитель садится на расстоянии 3–5 м в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2–4 м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названный повелителем игрок промахнулся, то он сам выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.
Правила игры. До начала игры дети договариваются, как будут салить: с места или догоняя убегающих. Нельзя выбегать за условленную территорию. Определяется расстояние между мячом и игроками, так как от этого зависит степень сложности игры. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскоков.
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"БОРЬБА ЗА ФЛАЖКИ"
Цель игры : воспитание выдержки, организованности, внимательности.
В игре участвуют две команды. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих.
Задача играющих — завладеть флажком противника, сохранив свой.
Правила игры :в процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком;начинать игру надо по сигналу; в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.
ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"МЯЧ ПО КРУГУ"(Теенчек)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
ДАГЕСТАНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ" (Сокъур аюв. Бецаб ци)
Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.
ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"УГАДАЙ И ДОГОНИ"(Читанме, бузме)
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.
Правила игры. В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
МАРИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"КАТАНИЯ МЯЧА"(Мече дене модмаш)
Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3–5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.
Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КОМИ НАРОДНАЯ ИГРА :
"ОЛЕНИ"(Кэрэн)
Играют мальчики и девочки 7-13 лет (на поляне или во дворе).
Описание. Играющие договариваются о границах площадки (указывают деревья, кусты или другие предметы, дальше которых во время игры нельзя убегать). По считалке выбирают водящего («морта» - человека). Остальные - «олени» («кэрэн») - разбегаются по всей площадке.
Первый вариант. Водящий начинает догонять кого-нибудь из «оленей». Если сумеет осалить (коснуться рукой) убегающего игрока, то последний должен остановиться и ответить на вопрос водящего: «Человек или олень?» («Кэр или морт?». Осаленный, ответивший: «Человек» («морт», становится вторым водящим и начинает вместе с первым водящим салить других «оленей». Если же осаленный ответит: «Олень» («кэр», то водящий старается удержать его силой, считая до 10. Игрок, вырвавшийся до конца счета «десять», остается «оленем», а игрок, удержанный водящим, становится еще одним водящим. Игра продолжается, пока не будет осален и удержан последний «олень», который и признается самым быстрым, ловким игроком - «оленем».
Правила. Осаленному игроку не разрешается убегать до ответа на вопрос водящего. «Олень», убежавший от водящего за установленные границы площадки, считается пойманным.
Второй вариант. Для девочек и мальчиков 7-10 лет больше подходит игра без элементов борьбы с водящим: осаленный игрок, ответив: «Кэр» («олень») на вопрос водящего, старается убежать, а водящий стремится осалить его еще раз.
Третий вариант. Можно продолжать игру не до последнего осаленного и пойманного «оленя», а до 3, 5, 8 осаленных (при большом количестве играющих).
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"ГАККАРИС"
По кругу на расстоянии 40–50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.
Правила игры. Игрокам разрешается время от времени касаться руками пола. Водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его. Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему. По договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"ЖМУРКИ-НОСИЛЬЩИКИ"(Уарчъхассач)
Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов – это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в десяти – пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.
Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"БЛУЖДАЮЩИЙ МЯЧ"
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим
УДМУРТСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"ДОГОНЯЛКИ" (Тябыкен шудон)
Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
Пять бород, шесть бород,
Седьмой – дед с бородой.
Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово тябык. Пойманный выходит из игры.
Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
ТАДЖИКСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"СПАСЕНИЕ ПОЙМАННЫХ" (Зиндакунах)
Считалкой выбираются три водящих. Они становятся на одной стороне площадки. Все остальные располагаются недалеко от них в ряд. По команде дети разбегаются в разные стороны, а водящие стремятся их поймать. Пойманные игроки берутся за руки и в центре площадки становятся в круг. Водящие продолжают ловить игроков до тех пор, пока не останутся трое непойманных, которые стремятся подбежать к игрокам, стоящим в кругу, и выручить кого-либо из них. Если это удалось, то игроки опускают руки и убегают из круга. Если оставшимся игрокам долго не удается подойти к кругу и коснуться одного из пойманных игроков, то они проигрывают. Игра начинается сначала, водящими становятся три непойманных игрока.
Правила игры. Игрокам нельзя выходить за пределы площадки. Пойманные игроки не должны покидать круг до тех пор, пока оставшиеся три игрока не выручат их.
ТУРКМЕНКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА
"ВЫЗОВ"(Уруп кашды)
Играющие с помощью считалки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает себе капитана. На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15-20 м одна от другой проводят линии городов, между которыми чертят среднюю линию. Обе команды выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах за линией своего города. По сигналу капитан команды, которой по жребию выпало начинать игру, посылает одного из своих игроков в противоположный город. Этот игрок должен добежать до команды противника, дотронуться рукой до одного из игроков и успеть убежать в свой город.
Правила игры. Тот, до кого дотронулся бегун, должен постараться догнать его до средней линии. Если он успеет это сделать, то игрок, дотронувшийся до него, выбывает из игры. При подведении итогов проигравшей считается команда, в которой осталось меньшее количество игроков.
АРМЯНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
ЗЕМЛЯ,ВОДА,ОГОНЬ,ВОЗДУХ (Хох,дрюр,крак,от)
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
Правила игры. Ошибающийся не играет.