ирина колпакова
Игры на занятиях по обучению чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемый материал является примером того, какие игры можно использовать на уроках и во внеурочное время при обучении чтению. Некоторые игры похожи друг на друга, что способствует лучшему усвоению новых знаний и навыков. Главное значение предложенных игр – развитие фонематического слуха и речевой активности ребенка. Каждый педагог может использовать эти игры как заготовки на свое усмотрение и вносить изменения или дополнения в их содержание.
1.«Бабочки на поляне»
Публикация «Игры на занятиях по обучению чтению» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Цель: обучение составлению и чтению слогов.
Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображениями пестрых бабочек. На обратной стороне бабочек крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными –на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог.
Возможные варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.
2. «Почтальон»
Цель: развитие фонематического слуха, умения анализировать и обобщать.
Почтальон собрался разнести почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.
Задания: 1) Отнести только в те домики, где буквы согласные.
2) Отнести в те домики, где буквы гласные.
Возможные варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.
Задания: 1) Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.
2) Отнести в домик, где слог с согласным мягким.
Возможные варианты: можно на домиках прикреплять слова.
Задания: 1) Отнести почту в домик, где слове два слога.
2) Отнести почту в домик, где слове один слог.
3. «Самый зоркий» или «Кто быстрее»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три – внимательно смотри!» - показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.
Возможные варианты: аналогичная работа может проводиться со слогами.
Задание: 1) Найти, показать и прочитать нужный слог.
2) Найти слог с такой же согласной, но чтобы согласный звук был мягким. (Например, слог «НА» - находим «НЯ»).
4. «К кому пойти в гости»
Цель: развитие внутреннего планирования.
На доске прикрепляются несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того, чтобы узнать кто пойдет первым, дети выполняют задание.
1) Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.
2) Он пойдет в гости к тому, у кого в названии два слога и первый звук согласный мягкий.
3) Они пойдут в гости к другу, у которого в названии три слога.
Возможные варианты: игра «Магазин»
На доске выкладываются предметные картинки с изображением игрушек. Учитель – продавец, дети – покупатели. Чтобы купить игрушку, выполняется задание:
1) Продается игрушка, в названии которой два слога, ударный второй слог. (Например, юла)
2) В названии которой два слога, ударный первый слог. (кукла)
3) В названии которой один слог. (мяч)
5. «Найди пару наоборот»
Цель: развивать умение сосредотачиваться и удерживать внимание.
Для этой игры необходимо иметь картинки со слогами. 7-8 карточек выставляются на доске (слоги с твердыми согласными). У учителя находится комплект карточек со слогами, в которых согласный мягкий. Учитель показывает слоги, ребята находят слоги с такими же согласными, но звук в них твердый (КА-КЕ, ЛО-ЛЯ).
Возможные варианты: на доске 10-12 карточек со слогами из второго комплекта, дети на доске ищут и называют слоги с такой же гласной. (Например, учитель: «ТИ», дети: «КИ,ЛИ, МИ, НИ»).
6. «Тим и Том» (аналогичная предыдущей)
Работа проходит у доски с буквами. Дети делятся на две команды, капитан первой команды –Тим, второй – Том. Поочередно дети из каждой команды выходят к доске и составляют новые слоги, изменяя лишь одну букву. Команда «Тим» составляет слоги, в которых согласный твердый, «Том» - слоги с мягким согласным. За каждый правильный слог команда получает балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
7. «Кто больше слов составит»
Цель: развитие техники осмысленного чтения.
Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слоги правого и левого столбиков (напечатанных на доске) так, чтобы они образовывали осмысленные слова.
Например:
КО ЛО
ГОР МАР
КНИ МА
РА ГА
8. «Накормите зверей»
Цель: развитие техники осмысленного чтения.
Для этой игры потребуются предметные картинки с изображениями различных животных. Дети выбирают себе понравившиеся картинки. Это звери и птицы, которых они будут «кормить». На столе перед детьми карточки с названиями кушаний (молоко, пшено, овес, рыба и т. д.). Карточки перевернуты, дети по очереди открывают по одной карточке, читают название блюда, если оно подходит их животному, то карточку забирают себе, если не подходит, то кладут ее обратно название вниз, ход переходит следующему игроку.