Татьяна Кывыржик
Игры и упражнения, используемые на занятиях по обучению детей грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая ситуация: «Покажи букву».
У каждого ребёнка в руке буква А. Воспитатель показывает карточки или предметные картинки по любым темам. «Дикие животные», «Домашние животные», «Рыбы», «Транспорт». Можно использовать игрушки. Дети поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется. Предложить 2- 3 слова, в которых нет звука А.
Игра: «Угадай звук».
Дети хором произносят:
На лужайке по утру
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре!
Раздвигайте круг пошире.
Публикация «Игры и упражнения, используемые на занятиях по обучению детей грамоте» размещена в разделах
Все дети становятся в круг. Воспитатель в кругу с мячом или любой мягкой игрушкой. Он произносит слова со звуком А или У и без них. Если в слове есть заданный звук – мяч или игрушку следует поймать. (Интонационно эти звуки выделяются).
Дидактическая игра «Телеграф»
Воспитатель произносит одно – двухсложные слова, например: дом, сад, лёд, мама, рама и т. д., а вызванный ребёнок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове – «передаёт слово по телефону».
Игра «Мамина сумка»
Воспитатель спрашивает какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых слышится звук М?
(Масло, молоко, мороженое, макароны, маргарин, мясо, манка).
Фонетическая игра «Кто запомнит больше слов со звуком C»
Стихотворение воспитатель читает два раза. Первый раз – для осмысливания текста; второй – для запоминания слов с заданным звуком.
- Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унес всех
Чтобы дети расслабились, читая стихотворение в первый раз, можно предложить им закрыть глаза и представить услышанное.
Игра с заданием «Назови слова»
Дети вспоминают зверей или птиц, в названиях которых есть звук С. Дети становятся в круг.
Становитесь в круг опять.
Будем в солнышко играть
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг пошире.
Воспитатель с мячом в середине круга. Если в слове есть звук С – дети ловят мяч, если нет – отталкивают. Интонационный звук выделяется.
Игра: «Живые слоги»
Дидактическая задача. Развивать у детей навык чтения слогов, воспитывать сосредоточенность.
Содержание. Шесть человек строятся в две шеренги – по три человека в каждой. Детям, находящимся слева, дается по одной букве большого формата – согласные звуки С, М, Х;
Находящиеся справа – гласные А, У, О.
По сигналу воспитателя дети сходятся парами, поворачиваются лицом к остальным детям и те читают образовавшиеся слоги, договаривают до целого слова.
СА (ША)
МУ (РА (ВЕЙ)
Игра: «Капитаны».
Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении и чтении слогов.
Оборудование. Рисунок, изображающий берег моря, два кораблика, буквы большего формата.
Содержание. На «Берегу моря» устанавливаются гласные буквы – порты. Дети капитаны, держа в руках кораблики с прикрепленными буквами (начальными буквами названий кораблей, подводят кораблики, каждый к своему порту – гласной букве, и читают при этом получившийся прямой слог.
Например: МА…и т. д.
Лексическая игра: «Кому что нужно».
Дидактическая задача. Учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.
Содержание. Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что нужно врачу?» возвращая мяч, играющий называет нужные предметы.
Вариант. Воспитатель показывает одну за другой несколько картинок с изображением орудий труда и инструментов. Дети должны назвать их, сказать, что ими делают и кто их использует в работе.
Фонетическая игра «Перекличка».
Дидактическая задача. Учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова.
Содержание. Воспитатель показывает буквы. Дети встают и произносят свое имя или фамилию, если оно начинается с этой буквы.
Вариант. Можно давать задание, когда данный звук и обозначающая его буква находятся также в середине и в конце имени.
Грамматическая игра «Дополни предложение».
Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений; учить понимать причины связи между явлениями.
Содержание. Воспитатель начинает предложение: Папа утром… Дети заканчивают предложение.
Вариант. Далее такую игру можно провести с усложнением – распространением до сложноподчиненного или сложносочиненного предложения. Например: Папа утром идет на работу, потому что… И т. д.
Игра для развития связной речи «Когда это бывает».
Дидактическая задача. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить предложения о временах года.
Оборудование. Квадратики четырех цветов у каждого ребенка:
Белый – зима
Зеленый – весна
Красный – лето
Желтый – осень
Содержание. Воспитатель задает вопросы, дети поднимают соответствующую карточку.
Когда опадают листья?
Когда дети катаются на санках?
Когда собирают овощи и фрукты?
Когда люди купаются в морях, реках и озерах?
Когда распускаются листья?
Занимательное упражнение «Звук заблудился».
Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Воспитатель читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился».
Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Воспитатель читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился», в каком слове допущена ошибка.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
Дети определяют, что в слове лев заблудился звук С. Вместо слова «лев» надо сказать лес.
Игра с заданием «Составим слово».
Загадка
Через море – океан
Плывет чудо – великан.
Прячет ус во рту.
Растянулся на версту.
(Кит)
Содержание. Воспитатель вызывает детей, называя их звуками вразбивку.
Вася – будут звуком И, Коля – Т, Саша – К
Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.
Задание детям. Васе – придумать слово со своим звуком; Саше отгадать загадку; Коле – прыгнуть на двух ногах 5 раз. Игру повторяют с другими словами.
Игра «В кого или во что нас превратила волшебница».
Волшебница решила пошутить и превратила детей : Аню в Нину, Сашу в Дашу, Рому в машину и т. д. Каждый должен составить из слов свой новое имя:
НИНА ЛИПА
РИТА ПИЛА
ТОЛЯ МАШИНА
МИША САША
Игра «Кто звонил?»
Составить из слогов имена: Вова, Вика, Саша, Маша, Миша, Кира, и т. д.
Игра с заданием «Составим слово».
Загадка.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Детям раздаются буквы слова барабан. Дети приглашаются к фланелеграфу по порядковым номерам звуков, пойдет первый звук (буква, второй… Составляем предложение – скороговорку:
«Боря бил в барабан».
Игра «Кто быстрее найдет свою команду».
Содержание. Каждый ребенок получает предметную картинку. Картинки двух типов: на одних изображены предметы, в названиях которых есть звук П (1-я команда, на других звук Б (2-я команда)
Например:
попугай баран
петух белка
павлин барсук
папа бык
По звуковому сигналу воспитателя дети должны занять места, отведенные для каждой команды (в противоположных концах комнаты, соответственно полученным картинкам, т. е. найти свою команду. Выигрывает та команда, которая справится с заданием более четко.
Лексическая игра «Скажи в рифму».
Дидактическая задача. Учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать поэтический слух.
Содержание. Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему рифму. Можно попробовать сочинить стихотворение.
Галка Бочка Саша Гена
палка кочка Паша Леша
балка дочка Даша
Игровое упражнение : «Где цифры, где буквы».
На фланелеграфе выставлены буквы и цифры:
И 1 8 Г 6
Р 10 У 5 Ш
4 К 2 А 7
Выбрать только буквы, составить из них слово. Анализ слова.
Игрушка.
Игра «Скажи по-другому».
Дидактическая задача. Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.
Лиса – лисонька – лисенок, - лисице – лисичка и т. д.
Составить предложение и сократить его. Что изменилось, когда предложение сократилось?
Например:
Лиса побежала в сторону деревни за добычей.
Лиса побежала в сторону деревни.
Лиса побежала в сторону.
Лиса побежала.
Игру сопровождать иллюстративным материалом.
Игра «Дятел».
Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изображающий дятла. Вместе с воспитателем хором произносят:
Дятел дерево долбит
День – деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла говорит: «Д – д – д… и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.
- Какой звук в этой скороговорке произносится чаще?
Упражнение «Переставь слова в предложении».
Дидактическая задача. Учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.
Содержание. Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом КОРМУШКА, а затем изменить порядок слов. Что изменилось?
Дети повесили на дерево кормушку.
Кормушку дети повесили на дерево.
На дерево дети повесили кормушку.
Лексическая игра «Наоборот».
Дидактическая задача. Обогащать лексику детей антонимами. Например: вперед – назад, высоко – низко, узкий – широкий, добрый – злой, вежливый – грубый и т. д.
Игровое упражнение «Кто что делает?»
Формирует быструю реакцию на слово. Помогает усвоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Отвечать надо точно и быстро.
МУРЛЫЧЕТ – КОТ ВАРИТ – ПОВАР
ЛАЕТ УЧИТ
МЫЧИТ ЛЕЧИТ
ЖУЖЖИТ ПОЁТ
СТОИТ – ДОМ
ПРЫГАЕТ
ЛАЕТ
СПИТ