Ольга Петровна Пак
Игры на словообразование для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи логопеда:
-расширять пассивный и активный словарь;
-развивать грамматический строй речи;
-учить понимать и употреблять грамматические формы;
-формировать умение употреблять основные грамматические категории, навык изменять слова по падежам. лицам, числам, родам.
Игры на развитие словообразования обычно используются в заключительной части занятий. Они кратковременные, проводятся в быстром темпе.
«Назови правильно посуду»
Задача: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.
Л: Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Если кто-то забыл нужное слово, его легко составить от слова, обозначающего продукт, который хранится в этой посуде.
- Посуда, где лежит хлеб – хлебница.
- Посуда для перца – перечница.
- Посуда для конфет – конфетница.
- Посуда для сахара – сахарница.
- Посуда для селёдки – селёдочница.
- Посуда для салата – салатница.
- Посуда для соли – солонка.
- Посуда для масла – маслёнка.
«Чей дом?»
Задача: учить образовывать притяжательные прилагательные.
Л: Жил-был козёл, и он всё время у всех спрашивал: «Чей дом?» Всем он приказал отвечать громко и правильно, а если кто-то отвечал тихо или неправильно, выгонял его из домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В этом доме живёт козёл. Чей дом? «Козлиный».
Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? (Козий). В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (Коровий и телячий). Дальше жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий). В этом доме живёт поросёнок. Чей дом? (Поросячий). А молодой осёл боялся ошибиться и остался без дома. Как отвечал осёл? Чей дом? (Ослиный). Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (Овечий). Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (Утиный).
«Разговор козочки и волка»
Задача: учить образовывать существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.
Л: Расскажу я вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать. Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают. Коза говорит: «Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый». Волк отвечает: «А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище». «Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки. «У тебя глазки, а у меня глазище». «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка». «У тебя ножка, а у меня ножища».
Стала коза волка бодать, он и убежал.
«Назови»
Задача: упражнять в словообразовании существительных с помощью различных суффиксов.
Л: Пусть сейчас мальчики расскажут про себя, а девочки про себя, и каждый постарается сказать правильно. Например, он говорит: «Я мастер». А девочка отвечает: «Я тоже мастерица».
- Я лётчик - ….(я тоже лётчица)
- Я шутник - ….(я тоже шутница)
- Я ученик - ….(я тоже ученица)
- Я затейник - ….(я тоже затейница)
- Я защитник - ….(я тоже защитница)
- Я танцовщик - ….(я тоже танцовщица)
- Я учитель - ….(я тоже учительница)
- Я отличник - ….(я тоже отличница)
«Назови одним словом»
Задача: упражнять в образовании имён прилагательных путём сложения двух слов.
Л: Сегодня мы играем в игру, которая научит нас образовывать новое слово из двух названных мной. В доме шесть этажей. Вслушайтесь в последние два слова – «шесть этажей». Значит дом какой? Шестиэтажный.
- Этому дереву десять лет, оно …. (десятилетнее)
- Цветок тепло любит, он ….(теплолюбивое)
- Человек труд любит, он ….(трудолюбивое)
- У новой машины очень быстрый ход, она …. (быстроходная)
- У слона толстая кожа, он …. (толстокожий)
- У моей подружки серые глаза, она …. (сероглазая)
- А вот малыш с круглым лицом, он ….(круглолицый)
- У клоуна рыжие волосы, он …. (рыжеволосый)
- У спортсменки длинные ноги, она ….(длинноногая)
- На морозе у детей красные щёки, они ….(краснощёкие)
«Сложи в одно слово»
Задача: учить образовывать слова путём словосложения.
Л: Иногда слово заменяет собой целое предложение. Например: «Помещение, где хранятся овощи», а можно сказать короче: «Овощехранилище».
А теперь сложите другие слова, В природе бывают такие явления.
- Листья падают – (листопад)
- Вода падает – (водопад)
- Лёд ходит – (ледоход)
- Сено косят – (сенокос)
- Голый лёд – (гололёд)
В нашей жизни часто используются машины. Часто по названию работы, которую они выполняют, их и называют.
- Овощи режет – (овощерезка)
- Кофе мелет – (кофемолка)
- Мясо рубит – (мясорубка)
- Сок выжимает – (соковыжималка)
- Пыль сосёт – (пылесос)
- Сам варит – (самовар)
А ещё есть много машин, без которых трудно обойтись.
- Сам сваливает – (самосвал)
- Сам катит – (самокат)
- По снегу ходит – (снегоход)
- Везде ходит – (вездеход)
- Лёд колет – (ледокол)
- Бетон мешает – (бетономешалка)
- Сено косит – (сенокосилка)
- Бензин возит – (бензовоз)
- Молоко возит – (молоковоз)
- По луне ходит – (луноход)
- Мышей ловит – (мышеловка)
Вы знаете, что люди выполняют разную работу, у них разные профессии.
- Рыбу ловит – (рыболов)
- Зверей ловит – (зверолов)
- Сады разводит – (садовод)
- Пчёл разводит – (пчеловод)
- В воду лазает – (водолаз)
- Цветы разводит – (цветовод)