Папки-передвижки

Игры на словообразование для детей дошкольного возраста

Ольга Петровна Пак
Игры на словообразование для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи логопеда:

-расширять пассивный и активный словарь;

-развивать грамматический строй речи;

-учить понимать и употреблять грамматические формы;

-формировать умение употреблять основные грамматические категории, навык изменять слова по падежам. лицам, числам, родам.

Игры на развитие словообразования обычно используются в заключительной части занятий. Они кратковременные, проводятся в быстром темпе.

«Назови правильно посуду»

Задача: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

Л: Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Если кто-то забыл нужное слово, его легко составить от слова, обозначающего продукт, который хранится в этой посуде.

- Посуда, где лежит хлеб – хлебница.

- Посуда для перца – перечница.

- Посуда для конфет – конфетница.

- Посуда для сахара – сахарница.

- Посуда для селёдки – селёдочница.

- Посуда для салата – салатница.

- Посуда для соли – солонка.

- Посуда для масла – маслёнка.

«Чей дом?»

Задача: учить образовывать притяжательные прилагательные.

Л: Жил-был козёл, и он всё время у всех спрашивал: «Чей дом?» Всем он приказал отвечать громко и правильно, а если кто-то отвечал тихо или неправильно, выгонял его из домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В этом доме живёт козёл. Чей дом? «Козлиный».

Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? (Козий). В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (Коровий и телячий). Дальше жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий). В этом доме живёт поросёнок. Чей дом? (Поросячий). А молодой осёл боялся ошибиться и остался без дома. Как отвечал осёл? Чей дом? (Ослиный). Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (Овечий). Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (Утиный).

«Разговор козочки и волка»

Задача: учить образовывать существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Л: Расскажу я вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать. Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают. Коза говорит: «Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый». Волк отвечает: «А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище». «Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки. «У тебя глазки, а у меня глазище». «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка». «У тебя ножка, а у меня ножища».

Стала коза волка бодать, он и убежал.

«Назови»

Задача: упражнять в словообразовании существительных с помощью различных суффиксов.

Л: Пусть сейчас мальчики расскажут про себя, а девочки про себя, и каждый постарается сказать правильно. Например, он говорит: «Я мастер». А девочка отвечает: «Я тоже мастерица».

- Я лётчик - ….(я тоже лётчица)

- Я шутник - ….(я тоже шутница)

- Я ученик - ….(я тоже ученица)

- Я затейник - ….(я тоже затейница)

- Я защитник - ….(я тоже защитница)

- Я танцовщик - ….(я тоже танцовщица)

- Я учитель - ….(я тоже учительница)

- Я отличник - ….(я тоже отличница)

«Назови одним словом»

Задача: упражнять в образовании имён прилагательных путём сложения двух слов.

Л: Сегодня мы играем в игру, которая научит нас образовывать новое слово из двух названных мной. В доме шесть этажей. Вслушайтесь в последние два слова – «шесть этажей». Значит дом какой? Шестиэтажный.

- Этому дереву десять лет, оно …. (десятилетнее)

- Цветок тепло любит, он ….(теплолюбивое)

- Человек труд любит, он ….(трудолюбивое)

- У новой машины очень быстрый ход, она …. (быстроходная)

- У слона толстая кожа, он …. (толстокожий)

- У моей подружки серые глаза, она …. (сероглазая)

- А вот малыш с круглым лицом, он ….(круглолицый)

- У клоуна рыжие волосы, он …. (рыжеволосый)

- У спортсменки длинные ноги, она ….(длинноногая)

- На морозе у детей красные щёки, они ….(краснощёкие)

«Сложи в одно слово»

Задача: учить образовывать слова путём словосложения.

Л: Иногда слово заменяет собой целое предложение. Например: «Помещение, где хранятся овощи», а можно сказать короче: «Овощехранилище».

А теперь сложите другие слова, В природе бывают такие явления.

- Листья падают – (листопад)

- Вода падает – (водопад)

- Лёд ходит – (ледоход)

- Сено косят – (сенокос)

- Голый лёд – (гололёд)

В нашей жизни часто используются машины. Часто по названию работы, которую они выполняют, их и называют.

- Овощи режет – (овощерезка)

- Кофе мелет – (кофемолка)

- Мясо рубит – (мясорубка)

- Сок выжимает – (соковыжималка)

- Пыль сосёт – (пылесос)

- Сам варит – (самовар)

А ещё есть много машин, без которых трудно обойтись.

- Сам сваливает – (самосвал)

- Сам катит – (самокат)

- По снегу ходит – (снегоход)

- Везде ходит – (вездеход)

- Лёд колет – (ледокол)

- Бетон мешает – (бетономешалка)

- Сено косит – (сенокосилка)

- Бензин возит – (бензовоз)

- Молоко возит – (молоковоз)

- По луне ходит – (луноход)

- Мышей ловит – (мышеловка)

Вы знаете, что люди выполняют разную работу, у них разные профессии.

- Рыбу ловит – (рыболов)

- Зверей ловит – (зверолов)

- Сады разводит – (садовод)

- Пчёл разводит – (пчеловод)

- В воду лазает – (водолаз)

- Цветы разводит – (цветовод)

Публикации по теме:

Дидактические игры на словообразование Знаешь ли ты профессии? Цель: Закреплять навык образования сложных слов. Развивать речевое чутьё. Наглядный материал: картинки. Ход игры:.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игры на липучках для детей дошкольного возрастаИгры на липучках для детей дошкольного возраста Вашему вниманию хочу представить универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках, в которые с большим удовольствием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры на словообразование для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2025 в 21:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на словообразование для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Петровна Пак (УИ 345136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД