Коновалова Елена
Игры на сближение детей друг с другом
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное — разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребенка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.
Публикация «Игры на сближение детей друг с другом» размещена в разделах
Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, — позабавить ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных подвижных игр.
Многие считают, что если в первое время предоставлять ребенку больше свободы, он быстрее привыкнет к новым условиям, так как они приближены к домашним. Поэтому нередко при подготовке к приему новых детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера и подборе достаточного количества привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки будут радовать детей, помогут занять и организовать их. Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам огорчения и даже слезы. Многие дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают из рук. Уговоры и объяснения взрослого, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, обычно не помогают, так как вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома, где они являются полновластными обладателями всех игрушек. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит малышей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка.
Магазин игрушек
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра предназначена для детей от трех до пяти лет. Она поднимает ребят на новую ступеньку в развитии игрового партнерства и сотрудничества. Кроме того, меняется характер игровых действий — они становятся ролевыми. Участники игры могут выбирать разные роли — игрушек и покупателей. Роль продавца выполняет воспитатель. Между всеми участниками игры устанавливается тесная связь, основанная на деловом сотрудничестве. Возможность такого сотрудничества уже подготовлена в предыдущих играх. Но в отличие от них, где все выполняли одинаковые действия, каждый ребенок вносит свой вклад в осуществление общего замысла. Дети действуют индивидуально или же объединившись в небольшие группы (по два-три человека, которые, например, изображают одну и ту же игрушку.
Эта игра, как и другие в данном разделе, подвижная. Основным средством выполнения роли являются выразительные движения. Но теперь ребенок не подражает взрослому, а придумывает свои движения к той или иной роли. Он получает большой простор для творчества и инициативы, что особенно важно для развития личности. Воспитатель помогает малышу применять имеющийся опыт к новым условиям.
Таким образом, общение и взаимосвязь детей в данной игре поднимаются на новый уровень, поскольку включают элементы творческого сотрудничества и разделение функций. Обогащается игровой опыт детей и постепенно подготавливается переход к сюжетно-ролевой игре.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин игрушек: одни будут игрушками, которые продаются в магазине, другие — покупателями. «А я буду продавцом, — говорит он. — Кто хочет быть игрушкой? Только сначала подумайте, какую игрушку вы хотите изображать». Дети-игрушки подходят к педагогу.
«А кто любит покупать игрушки? Кто хочет быть покупателем? — продолжает он. — Покупатели будут по очереди приходить в магазин и спрашивать, какие сегодня продаются игрушки».
Дети-покупатели отходят в противоположную часть комнаты (или площадки) и дожидаются открытия магазина.
Дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полке в магазине. Продавец (воспитатель) подходит к каждому ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Они договариваются о том, как ее изобразить. Например, если это зайчик, можно попрыгать, волчок — покружиться, кукла — поплясать, лягушка — поквакать и попрыгать и т. д. Когда все будет готово, воспитатель объявляет: «Магазин открыт!»
Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и «заводит» ее (выводит ребенка, двигая рукой за его спиной, будто заводит ключом). Игрушка оживает. Покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Если он догадается, то забирает игрушку с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель, и игра продолжается. Когда все игрушки будут распроданы, дети меняются ролями и все начинается сначала. Если игрушек получилось слишком много (больше, чем покупателей, можно предложить детям изображать вдвоем или втроем одну и ту же игрушку.