Титова Мария Алексеевна
Игры на развитие слухового внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших особенностей человека является умение сосредотачиваться на звуках (слуховое внимание). Без этой возможности человеку невозможно слушать, слышать и понимать речь. Помимо понимания звуков, важно еще и уметь их отличить. Такое умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не способен сам распознавать и понимать звуки, поэтому очень важно его этому научить.
Вот нескоро игр на развитие слухового внимания :
Игра «Слушаем слова».
Темочки:
Договоритесь с ребёнком, что вы будете проговаривать самые разнообразные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее что-то определенное. Например, одежду. И игра начинается: называются различные слова: куртка, шапка, тарелка, карандаш, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; присесть, когда услышит слово, обозначающее растение; взять себя за ухо, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.
Игра «Нос - пол - потолок».
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что нужно быть внимательными и показывать только то, что вы называете, а не показываете сами.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на потолок. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.
Игра «Топ-хлоп».
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить разные словосочетания, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть словосочетания - понятия. Например, для трё хлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда оранжевые», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.
Игра «Найди пару».
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары рукавиц, можно вырезать из бумаги пары кружков разного размера, можно подобрать пары разных носков.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать подходящие пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары кругов одинакового размера. Если это рукавиц, ребёнок подбирает пары одинаковых рукавиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.
Игра «Собираем урожай».
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - зеленые яблоки, красные помидоры, оранжевые апельсины, желтые бананы, зеленые огурцы, оранжевая морковка.
Разбросайте по полу разноцветные фрукты и овощи из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё отдельное задание. В этом случае количество «видов» и «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.
Если детей много, то разделите их на несколько команд. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки, чашки или ведерочки.
Игра «Лови - не лови».
Для игры понадобится мяч. Для малыша выбирайте легкий мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с целой группой детей.
Договоритесь о том, что вы будете бросать ребенку в руки мяч, а он его будет ловить, если в слове услышит звук «Ш», или отбивать, если не услышит. Звуки можно выбрать любые.
Игра «Говорим шёпотом».
Расставьте на столе игрушки: машинки, тарелочки, мячики, кубики и т. д. Посадите ребенка за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень - очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребё нка на пару метров и начинайте давать задания: «Возьми кубик». «Положи его в тарелочку». «Поставь один кубик на другой». Давайте краткие и очень простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы ребенок услышал, понял и выполнил задания правильно.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Присядьтк», «Обойдите вокруг стола», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой лоб».
Игра «Колокольный звон».
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой в то направление, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в паре метров, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.
Игра «Послушай и сделай как я».
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями – ребёнок простукивает ритм, а вы повторяете.
Игра «Угадай, по какому предмету я стучу».
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.
Игра «Угадай, чей звук».
Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.