Лучший педагог года

Игры для развития речевого дыхания

Светлана Иванова
Игры для развития речевого дыхания

Что же такое речевое дыхание и для чего его нужно развивать?

У нас с вами существует два типа дыхания, одно из которых физиологическое, а другое речевое. Дыхание-энергетическая основа звучащей речи. Все звуки, которые мы произносим, образуются с помощью целенаправленной звуковой струи, если по каким либо причинам эта звуковая струя у ребенка нарушена, это будет иметь негативное последствие, выражающееся в его речи, например, если ребенок говорит на вдохе, говорит очень быстро, практически не прерываясь, мы говорим, что он говорит взахлеб, если воздушная струя недостаточная, выдох у ребенка слабый, толчкообразный, прерывистый, в речи это будет отражаться так, что нам будет казаться, что ребенок говорит, то громко, то тихо, он может прерываться прямо на середине слова, чтобы набрать недостающий ему для речи воздух. Если воздушная струя речевая имеет неправильное направление, будет иметь место дефекты звукопроизношения, т. е. отдельные звуки у ребенка будут произноситься неправильно.

Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания:

Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:

1) Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.

2) Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5 минут.

3) Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения.

4) При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка: Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос, Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки, Выдох должен быть длинным и плавным, Губы лучше немного скруглить/вытянуть.

5) Дыхательные упражнения достаточно утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.

6) Одежда, которая на ребенке, не должна быть максимально удобной и не должна стеснять его движения.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей 2-3 лет

Для игр можно использовать разные картинки и изготовить простые пособия, о которых мы поговорим ниже:

«Пузырь»

Надувайте обе щёки и лопайте пузырь. Игра очень увлекает малыша. Потом попытайтесь научить ребёнка надувать одну щеку, а потом другую, во время игры следите, чтобы дети не надували щек во время выдоха, если у ребенка есть ошибка, скажите ему: «Пузырь сдувается, воздух из него медленно выходит, он не может сейчас надуваться, покажите малышу перед зеркалом правильный выдох без надувания щек. Важно, чтобы дети медленно тянули звук «ф» как можно дольше. У кого дольше пузырь будет сдуваться?

«Бабочки»

Для развития правильного речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох, !плечи не поднимать) вам необходимо изготовить простые атрибуты. Возьмите трубочку для коктейля и проденьте в ней нитку. Завяжите нитку, чтобы удобно было держать и повесить игру на крючок. Вырежьте из цветной бумаги листочки, цветочки или бабочек (предметы выбирайте в соответствии с темой ваших занятий). Возьмите нитку. Один край нитки привяжите к трубочке, а на другой конец закрепите бабочку. На одну трубочку можно привязать несколько бабочек на разной высоте. Играя с малышом, предложите ему подуть на бабочек. Это упражнение очень нравится детям.

Можно на конец трубочки привязать комочек ваты или пёрышко или лоскуток лёгкой ткани. На все это ребёнок может дуть с разной силой (лёгкий ветерок, сильный ветер).

Можно сделать бабочки из оберток конфет.

«Качалка»

Ребёнок лежит на спине на коврике, мама ему на животик кладёт игрушку (например, резиновую уточку). Сейчас уточка будет плавать на волнах: вдох-животик надулся, плавный выдох-животик втянулся.

«Мыльные пузыри»

Дети обожают мыльные пузыри. Чтобы получился пузырь, нам нужно воспроизвести длительную воздушную струю, научите ребенка выдувать мыльные пузыри. Пусть он держит соломинку не у губ, а на расстоянии 30 см. от себя. «Смотри. Если подуть посильнее, пузырей будет много, а если выдуть медленно, можно выдуть один большой-большой пузырь!»

«Кто спрятался?»

Приклейте на поднос наклейки или картинки со знакомыми ребенку животными, а сверху засыпьте манкой, для дыхательного упражнения понадобится соломинка. «Смотри, на подносе кто-то спрятался! Дуй в соломинку, как я, раздувай манку. «Кто там?» Перед проведением этого упражнения, убедитесь, что у ребенка нет аллергии на глютен!

«Осенние листики»

Если время года осень, то можно сдувать осенние листочки. Для этого упражнения можно вырезать разноцветные листики из цветной бумаги, положить листочки на стол и предложить малышу подуть на листочки, делаем листопад: «Подуй на листочки и посмотри, как они танцуют»

«Свисток»

Для того чтобы получился звук из свистка, нужно сделать длительный выдох, набираем воздух через нос, выдыхаем через рот, обращаем внимание ребенка на то, чтобы щеки во время выдоха не надувались. Научите малыша дуть в свисток.

«Смотри, как свистит свисток, подуй сюда»! Если есть два свистка, можно посоревноваться с малышом, чей свисток будет дольше свистеть!

«Зайчик»

Понадобится небольшой комочек ваты, можно взять небольшой кусочек синтепона, Возьмите комочек в ладошки, собранные горстью и осторожно подуйте. «смотри, у меня в ладошках прыгает зайчик, помоги ему попрыгать, подуй на ватку, постарайся, чтобы он не выпрыгнул из рук. Чтобы ватка не убегала, нужен контроль за воздушной струей. Очень полезная и веселая тренировка,

«Прокати карандаш»

Положите на стол карандаш, параллельно краю за которым сидит ребенок, подуйте на карандаш, чтобы он покатился. Расположитесь так, чтобы карандаш оказался на уровне губ. «Теперь ты прокати карандаш» катить круглый карандаш легче, чем ребристый.

«Подуй на снежинки»

Сделать снежинки из обычных белых салфеток, кладем снежинки на ладошку и учим малыша дуть на снежинки, если мы подуем на снежинки посильнее, то они полетят выше и дальше. Можно сдувать из ваты снежный ком.

«Снежок»

Зимой мы можем предложить ребенку подуть на снежинки. Даем малышу листик бумаги и просим разорвать ее на мелкие кусочки (работает мелкая моторика, затем кладем кусочки бумаги на ладошки и сдуваем. «Поднялся сильный ветер, давай подуем сильно, чтобы наш снежок улетел далеко»

«Салют»

Можно использовать кусочки яркой цветной бумаги, кладем кусочки бумаги на ладони и дуем, получается разноцветный дождь.

«Воздушный поцелуй»

Самое простое упражнение-это воздушный поцелуй, когда ребенок посылает воздушный поцелуй маме. Обращаем внимание на то, чтобы выдох был длительный, непрерывистый, щечки не надувались.

«Подуй на травку»

Нужно взять кусочек зеленой цветной бумаги, снизу нарезать ее на полосочки, задача ребенка, чтобы он подул так, чтобы травка поднялась и зашевелилась, выдох должен быть достаточно сильным.

«Свечи»

Если ребенок маленький, то взрослый, зажигая свечку, придерживает ребенка за грудь, чтобы ребенок из любопытства ни в коем случае не наклонился к свечке ближе, чем нужно, соблюдаем меры предосторожности! Зажигаем свечку и просим ребенка потушить. Чем ближе свечка находится ко рту ребенка, тем слабее будет выдох и меньше будет приложено усилий, чтобы свечу задуть, если свечу отодвигать подальше,то дуть придется более сильно и более длительно.

Дети готовы задувать свечи до бесконечности.

«Кораблик»

Сделать бумажный кораблик, поставить его в емкость с водой, задача ребенка дуть на кораблик, отправляя его от одного берега к другому. Можно дуть на кораблик через соломку. Если емкость для воды достаточно большая, можно посоревноваться «Чей кораблик доплывет быстрее к берегу»

«Буря в стакане»

Налейте полстакана воды и опустите туда соломинку, если дуть в соломинку, в стакане начнется буря! Попробуй сам! Если ребенок маленький, наливаем обычную воду. Если вы уверены, что малыш не будет заглатывать жидкость, можно добавить можно добавить жидкое мыло и дуть в коктейльную трубочку, чтобы получились красивые пузыри.

«Футбол»

Можно изготовить маленькие воротца и пытаться задуть в них комочки ваты либо шарики, шарики и комочки ваты можно задувать через трубочку.

Для развития дыхания подойдут вертушки, надувные шары, дудочки, а так же речёвки на гласные звуки, например:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

Мышонок смеётся – и-и-и-и;

Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Можно так же использовать следующие упражнения:

1. Вдох и выдох через нос (стоя или сидя на стуле)

2. Вдох через нос, выдох через рот.

3. Вдох через рот, выдох через нос.

4. Вдох и выдох через левую половину носа (тоже через правую)

5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.

6. Глубокий вдох, выдох через нос толчками.

Все предложенные игры несложные, с ними можно очень легко справится, но тем не менее они очень интересны детям и несут огромную пользу!

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры для развития речевого дыхания
Опубликовано: 9 октября 2024 в 15:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития речевого дыхания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД