МААМ-картинки

Игры на развитие памяти, мышления, мелкой моторики, способствующие лучшей подготовленности к школьному обучению

Тамара Алексеенко
Игры на развитие памяти, мышления, мелкой моторики, способствующие лучшей подготовленности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

Тема: «Игры с буквами».

Воспитатель:

Алексеенко Т. Н.

г. Павлодар

Современные педагоги утверждают, что дошкольников можно учить читать с четырехлетнего возраста.

Необходимо лишь соблюдать некоторые правила:

- Занятие по подготовке к чтению следует начинать с развивающей игры-разминки и заканчивать развивающей игрой.

Публикация «Игры на развитие памяти, мышления, мелкой моторики, способствующие лучшей подготовленности к школьному обучению» размещена в разделах

- Занятие должно носить комплексный характер. Обязательно надо повторять материал по математике, развитию речи и ознакомлением с окружающим. Предложить детям порисовать, рассмотреть картинки, заняться вырезанием, «поиграть» с буквами.

- Чем младше дошкольники, тем больше времени отводится работе рукам. Чем старше, тем больше времени уделяется чтению.

- Ни в коем случае нельзя ставить отметки в виде цифр или предметных и символических изображений (звездочек, тучек и т. п.) оценка одна: «Молодец!». Особенно это касается детей, у которых что-то не получается. Можно сказать ребенку: «Петя, ты молодец, но это ты сделал немного не так, тут надо бы кое-что изменить».

- Если педагог не уверен в своих знаниях по какому-либо вопросу, ему стоит обратиться к справочной литературе или вообще не предлагать детям этот материал.

Развивающие игры.

• Общая цель игр, используемых при обучении чтению, - формирование умения узнавать графическое изображение звука и безошибочно называть букву.

• Продолжительность игры не должна превышать 5-7 минут.

• Правильно подобранные развивающие игры помогают раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.

• Игра должна вызывать только положительные эмоции. Любые надавливания, угрозы, «погонялки» со стороны взрослого недопустимы.

• Правильно подобранные игры для обучения дошкольников чтению делают занятия содержательными, интересными и весёлыми.

Игры с буквами, написанными мелом на доске.

Эта группа игр не нуждается в предварительной подготовке. Необходимы лишь цветной мел и школьная доска. (Доску и мел могут заменить лист бумаги и фломастер.)

«Покажи быстро!»

Цель. Развивать быстроту реакции, навык работы с указкой.

На доске нарисованные знакомые детям буквы. Вызванный, ребенок берёт указку и показывает буквы, которые называет педагог или другой ребёнок.

Если дошкольник хорошо знает буквы, его заинтересует скорость работы с указкой.

«Напиши букву правильно».

Цель. Развивать память, координацию движений.

Два - четыре ребёнка, вызванных к доске одновременно, должны нарисовать мелом названную взрослым букву.

Маленькая хитрость: среди этих детей обязательно должен быть хотя бы один ребёнок, который хорошо знает все буквы.

«Подчеркни букву в слове».

Цель. Развивает внимание, координацию движений.

Педагог записывает на доске какое-либо слово. Дети читают это слово, а вызванный ребенок находит в нем и подчеркивает названную взрослым букву.

«Дорисуй букву».

Цель. Развивает мышление, воображение, память.

Перед игрой педагог повторяет с детьми знакомые им буквы.

Если дети не узнают некоторые буквы, педагог записывает все изученные ранее буквы в верхней части доски.

Взрослый рисует на доске две-три вертикальные палочки. Каждый вызванный ребенок мелом другого цвета пририсовывает к палочке элементы задуманной им буквы и называет её.

Если дети изобразили одну и ту же букву, педагог привлекает их внимание к буквам, записанным в верхней части доски, и предлагает дорисовать другие буквы.

Далее проводится аналогичная работа с палочками, расположенными на доске горизонтально и по диагонали.

«Стиралки».

Цель. Развивать мышление.

Дети поочередно называют слова, педагог записывает их на доске. Затем предлагает вызванному ребенку аккуратно стереть в словах определенную букву («Сотри все буквы Н»). Ребенок выполняет задание. В игру поочередно вступают остальные дети и стирают в словах другие названные буквы. Игра продолжается до тех пор, пока доска не станет чистой.

«Волшебники».

Цель. Развивает мышление, сообразительность.

Педагог рисует на доске букву и предлагает превратить ее в другую букву. Чтобы это сделать, ребенок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.

Превращения букв:

А - Л

З - В

К - Ж

И - Й

Л - М

Н - Ч

Р - Ф

Ц - Щ

Ш - Щ

Э - О

Е - Ё, Г

П - Д, Г

Г - Т, Р, Ф

Ы - Ь, Ъ, Б

Б - В, Г, Ь, Е, Ё, Ы

О - Р, Ф, Ь, Б, Ы, С, В, 3, Ъ, Э, Ю, Я

«Какая буква лишняя?»

Цель. Развивает внимание, мышление. На доске записаны рядыбукв.

Л Л А Л

К К М К

Н Ч Ч Ч

М Л М М

Ю О Ю Ю

Педагог поочередно вызывает детей к доске. Каждый ребёнок зачеркивает лишнюю букву в одном из рядов и называет её.

«Вычёркивалки».

Цель. Развивает внимание, умение составлять из букв слово.

Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы. А Р Д А Н Т Н Ы Д

Педагог вызывает ребенка, предлагает назвать и зачеркнуть буквы, которые встречаются два раза, затем назвать оставшиеся буквы.

Второй вариант. На доске записаны ряды букв.

Р Д Ж Р Ы С Ж М С

К Л С И Л Н С О

У П И Ж Ж Л У К А В В

Сначала дети поочередно называют и зачеркивают в каждом ряду буквы, которые встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляют слова.

В первом ряду - «дым», во втором - «кино», в третьем - «пилка».

«Сколько в этом слове букв?»

Цель. Развивать внимание.

Педагог записывает на доске слова с повторяющимися буквами: крик, каша, сосулька, молоко, вата, торт, кукуруза, лилия, ванна, дядя, дерево, болото, кошка, кулак, дождь, вечер.

Потом по очереди вызывает детей к доске. Вызванный ребенок сначала читает слово, а затем отвечает на вопрос, например: «Сколько в слове «крик» букв К?» или «Какая буква два раза повторяется в слове «каша»?

«Сотри неправильную букву».

Цель. Развивать внимание.

На доске написано несколько букв и их зеркальное изображение. Ребенок стирает или зачеркивает неправильно написанные буквы.

«На что похожа буква?»

Цель. Развивать память, воображение.

Педагог пишет на доске букву, называет ее и спрашивает, на что она похожа. Дети предлагают варианты. (Буква А похожа на гору со снежной шапкой, на шалаш, лесенку; Д - на дом со скамейкой, на корабль, старинную машину; Е - сломанную расческу; Ж - на бабочку, жука, бантик; П- на табуретку, ворота, планку для прыжков в высоту, на длинные ноги папы; Р - на флажок, фонарь, плачущую девочку; Т-на зонтик, гриб, штангиста; У- на улитку, ветку дерева; Ф -на сову, злого человека, стрекозу;Ш - на корабль с тремя парусами, на три цветка на лугу; Э-на сломанное колесо, на разинутый рот с высунутым языком.)

Педагог превращает букву в изображение названного предмета.

«Какая буква убежала из слова?» /для читающих/

Цель. Развивать внимание, умение из букв составлять слово.

Педагог записывает на доске слова с пропущенными буквами.

Для детей пяти лет - из трёх букв.

С. Р Б. К ДО. .УБ

Для детей шести лет - более длинные слова.

Дети поочередно вписывают в слова «убежавшие» буквы.

«Чем различаются буквы, и чем они похожи?»

Цель. Развивать мышление и речь.

Педагог записывает на доске группы из двух и трех букв и спрашивает, чем различаются буквы в каждой группе и чем они похожи.

А Н

В Ф

Е Ё

Б Р Ь

Ш Щ Ц

«Прочитай только своё слово». /для читающих/

Цель. Развивать внимание, сообразительность.

Педагог записывает на доске слова: сыр, йод, дым, лыжи, зуб, рак, торт, вес, ель, игра, пол, кот, газ, оса. Затем поочередно вызывает детей к доске и дает задание: прочитать слово, которое начинается на букву З; прочитать слово, которое начинается на букву Р; прочитать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву и т. д.

В предложенных словах не должно быть двух слов, начинающихся на одну и ту же букву; более двух слов, заканчивающихся на одну и ту же букву.

Игры с буквами, написанными на карточках.

«Угадай, какая буква».

Цель. Развивать сообразительность и быстроту реакции.

Карточки с изученными буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Педагог медленно отодвигает ее, открывая букву, написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый отгадает эту букву.

«Назови букву».

Цель. Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребенок подходит к столу и берет любую карточку так, чтобы остальные дети не видели букву. Потом называет слово, которое начинается на эту букву. Дети должны отгадать букву, которая написана на карточке.

Если ребенок затрудняется назвать слово, педагог ему помогает.

«Найди пару».

Цель. Развивает память, мышление.

Педагог раскладывает на столе карточки из двух одинаковых наборов букв (по 10 - 15) оборотной стороной вверх. Ребенок берет две карточки. Если на них разные буквы, он кладет карточки на место и ход переходит к другому игроку. Если на карточках одинаковые буквы - забирает их себе и берет две другие карточки. Во время игры ребенок называет все буквы, которые видит.

Побеждает тот, кто наберет больше всех карточек с одинаковыми буквами.

Вариант игры для детей 4-5 лет : карточки с буквами лежат изображением

вверх.

«Угадай букву и покажи».

Цель. Развивать фонематический слух.

Педагог называет слово. Ребенок выбирает из карточек ту, на которой написана буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.

Игры с буквами на магнитах.

«Какая буква пропала?»

Цель. Развивать зрительную память.

На магнитную доску выставляют четыре - шесть букв. Дети смотрят на доску, затем закрывают глаза (или отворачиваются). Педагог убирает одну букву. Дети определяют, какая буква исчезла.

«Разбросанные буквы».

Цель. Развивать мышление, учить узнавать букву в любом положении.

Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно (лёжа, «вверх ногами» и т. п.) в нижней части магнитной доски. Ребенок находит названную педагогом букву и выставляет ее в правильном положении в верхней части доски.

Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут выставлены в верхней части доски в правильном положении.

«О какой букве я говорю?»

Цель. Развивать внимание.

На магнитной доске выложено несколько букв. Педагог поочередно дает описание каждой, например: «Эта буква стоит на длинной палочке. У нее есть два кружочка: один справа, другой слева». Если ребенок правильно назвал букву, педагог снимает ее с доски.

Ведущим в игре может быть ребенок.

«Вы согласны или нет?»

Цель. Развивать речь, умение отстаивать свое мнение.

Педагог выставляет на доску букву, например К, и говорит: «Дети, это буква К. Вы согласны?» (Да.) Затем выставляет другую букву, например Н, и говорит: «А это буква В. Вы согласны? (Нет.) А как же называется эта буква?».

Педагог выставляет на доску другую букву, например Ш, ускоряет темп игры или вступает с детьми в спор: «Я знаю, это буква Е. У нее есть палочка, которая стоит, и три палочки, которые лежат. Разве это не такая буква? (Нет, у нее три палочки стоят, а одна лежит.) Как называется эта буква? (Ш.)».

«Составь слово».

Цель. Формировать слоговое чтение.

Двое-трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги, затем слова, которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово, но с пропущенной буквой. Например:

З. Б

Л. НА

К. Т

МЫ. КА

Ребенок вставляет пропущенную букву и читает слово.

Другие игры с буквами.

«Пластмассовый конструктор».

Цель. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Если дети не знакомы с пластмассовым конструктором, педагог показывает, как им правильно пользоваться. Затем дает задание - собрать из конструктора буквы.

Для четырехлетних детей: А, Г, П, Е, И, Л, М, Н, О, С, Т, У.

Для пятилетних детей: В, Б, К, М, Р, X, Ч, 3, Ш.

Для шестилетних детей: Д, Ж, Ф, Ц, Щ, Ъ, Ь, Э, Ю, Я.

Детям шести лет можно дать и такое задание: «Попробуйте придумать свою букву (или букву, которой не существует). Дайте ей название».

«Мозаика».

Цель. Развивать сенсорное внимание, воображение, умение различать основные цвета.

Педагог предлагает каждому ребенку выложить из мелких деталей мозаики определенную букву. Предупреждает, что буква должна быть какого-то одного цвета.

Младшие дети выкладывают графически несложные буквы, старшие - более сложные

«Счетные палочки».

Цель. Развивать память, мышление, воображение.

Педагог называет буквы, дети выкладывают их из палочек. Взрослый обращает внимание детей на разные способы выкладывания одной и той же буквы. Например:

«Кубики с буквами».

Цель. Продолжать учить слоговому чтению, развивать память.

Дети поочередно вынимают из мешочка по одному кубику и называют нарисованные на нем буквы (или находят названную педагогом). Потом они составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.

«Разрезные буквы».

Цель. Развивать память, мышление.

Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках (4x5 см). Далее разрезает каждую карточку по диагонали, вертикали или горизонтали на две части и складывает полученные детали в один конверт. Ребенок получает конверт, выкладывает эти детали на стол, собирает буквы и называет их.

Эту сложную игру следует проводить с детьми 6 - 7 лет. «Цветная проволока».

Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Педагог раздает детям куски мягкой цветной проволоки (20 - 30 см) и предлагает сделать из них буквы: Л, П, Р, Г, С, Б, В, З, И, М, У, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ.

Во время игры взрослый внимательно следит за дисциплиной, чтобы избежать возможного травматизма.

«Шнурки».

Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Педагог раздает детям по одному цветному шнурку (20 - 30 см) и предлагает выложить на столе буквы.

Для букв Ю Ы Щ Ж Д Ф Й понадобится три шнурка.

«Живая азбука».

Цель. Развивать двигательную активность, воображение.

Педагог предлагает каждому ребенку «оживить» одну из букв: Г, О, Т, Р, У, К, Е, З, X, Ъ, Ф, В, Л, Э, Я, Ч, С, Ь.

Дети пытаются изобразить буквы любыми способами : с помощью жестов, поз и т. д.

Затем педагог предлагает детям разбиться на пары или тройки и, используя гимнастическую палку, показать буквы Ц, Ш, Щ, Ы, Д, Ж, М, И, Ю.

Взрослый не помогает и не подсказывает. «Мимика».

Цель. Развивать внимание и сообразительность.

Педагог без голоса произносит звуки [а, о, у, и, ы, э, б, в, г, д, з, к, л, м, р, п, х]. Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку, который «произносит» педагог, и показывают ее на карточке.

Забавные стихи о буквах, игры на развитие памяти, мышления, мелкой моторики сделают занятие увлекательными для детей и будут способствовать их лучшей подготовленности к школьному обучению.

Публикации по теме:

Брошюра «Рекомендуемые игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей 3–4 лет. Поиграйте с детьми дома!» 1. Корректор. Раздаем детям листы с крупными печатными рисунками. Задание : зачеркнуть все зеленые предметы, либо все круглые, красным карандашом.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей до 2–3 летДидактические игры на развитие мелкой моторики у детей до 2–3 лет Сегодня хочу поделиться одной находкой, которую мне подсказала здесь на сайте Татьяна Белашова. Наглядные дидактические пособия сделаны.

Игры на развитие мелкой моторики «Ножницы» Цель игры: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук. Необходимые материалы:.

Круглый стол для воспитателей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук» Цель: повысить компетентность педагогов ДОУ по вопросу развития мелкой моторики и познакомить их с нетрадиционными играми для пальчиков.

Мастер-класс «Игры из сундучка» Развитие мелкой моторики Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Нетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зренияНетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения Хочу поделиться совместным опытом в создании картотеки нетрадиционных дидактических игр. Нетрадиционные дидактические игры для детей 4-5.

Подвижные игры, способствующие развитию зрительной памяти Цель: развитие зрительной памяти. 1. «Запомни картинки» Детям предлагают в течение 2-х минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картиинки.

Развитие мелкой моторики через игры с песком Развитие мелкой моторики через игры с песком. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие памяти, мышления, мелкой моторики, способствующие лучшей подготовленности к школьному обучению
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 17:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие памяти, мышления, мелкой моторики, способствующие лучшей подготовленности к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Алексеенко (УИ 952359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД