Татьяна Кондратьева
Игры на развитие мышления, памяти и воображения в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие мышления и речи
СОБЕРИ ЦВЕТОК
Цель: развитие операции классификации.
Форма игры: групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.)
Публикация «Игры на развитие мышления, памяти и воображения в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
НА ЧТО ПОХОЖЕ?
Цель: развитие операции классификации.
Форма игры: групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник — чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треугольник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, елка, египетская пирамида; овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Ведущий берет наугад три слова, не связанные по смыслу.
Пример: «озеро», «карандаш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интересного предложения.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Цель: развитие мышления.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Ведущий выбирает любые три слова. Пример: «собака»,
«помидор», «солнце». Детям дается задание оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Комментарии: Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
Игры на развитие воображения
КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку
сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, сделать кораблик, шайку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д.
Детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.
ИЗМЕНИ КОНЕЦ СКАЗКИ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Материал: все необходимое для рисования.
Ход игры: Ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его.
В игру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка.
ОЖИВИМ КАРТИНКУ
Цель: развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Материал: любые картины с простым сюжетом.
Ход игры: Один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.
Игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необходимостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
СЛЕДЫ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Материал: бумага, цветные карандаши.
Ход игры: Детям предлагают вначале понаблюдать, какие следы оставляет собака, кошка, птичка. Затем детей просят нарисовать, какие следы оставляют другие животные, а после этого пофантазировать, какие следы оставляют Баба-Яга или Водяной, Колобок или Леший.
БУКВЫ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: бумага, цветные карандаши.
Ход игры: Изучая алфавит, спрашивайте у детей, на что похожи буквы. Ведь все буквы на что-то похожи. «Г» похожа на подъемный кран, «О» — на спасательный круг. Пусть дети попробуют нарисовать тот предмет, на который похожи буквы.
Игры на развитие памяти
БУКВЫ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-7 лет.
Материал: бумага, цветные карандаши.
Ход игры: Изучая алфавит, спрашивайте у детей, на что похожи буквы. Ведь все буквы на что-то похожи. «Г» похожа на подъемный кран, «О» — на спасательный круг. Пусть дети попробуют нарисовать тот предмет, на который похожи буквы.
НАРИСУЙ ФИГУРУ
Цель: развитие памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Материал: бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.
Ход игры: Детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.
УЗНАЙ ПРЕДМЕТ
Цель: развитие тактильной памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 4-6 лет.
Материал: 3-10 небольших предметов, повязка на глаза.
Ход игры: Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. Ребенок должен догадаться, что это за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все предметы, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Победит тот, кто сделает меньше ошибок в узнавании и запоминании предметов.
Комментарии: Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры: Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети, внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЕ
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры: Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Истратова О. Н.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники