Анна Шишкина
Игры на развитие фонетического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Упражнять в подборе слов на определенные звуки.
Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.
Игра сопровождается разными стихотворениями.
Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение:
Хлопнем дружно все в ладоши,
Если звук услышим [у].
На другие звуки
Мы опустим руки
И пойдем по кругу
Друг за другом.
Затем воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков).
Оборудование. Картинки с заданным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него.
Публикация «Игры на развитие фонетического слуха» размещена в разделах
Воспитатель читает стихотворение:
Зайка звуки учил,
Зайка звуки позабыл.
Тут заплакал наш зайчонок.
Подошел к нему котенок,
Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой,
[м] услышишь — громко хлопай,
Да еще и ножкой топай».
После чтения стихотворения педагог показывает картинки, а дети выполняют задание.
Вариант игры. Воспитатель называет только слова
(без наглядного сопровождения).
Цель. Развивать фонематический слух; закреплять произношение разных звуков в словах.
Оборудование. Клубок ниток.
Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит: По дорожке Катя шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок маленький, нитки аленьки.
Вы слова на [ш] скажите,
Нашу нитку не порвите.
Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие).
Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые.
Мишки идут вразвалочку,
Громко кричат: «М-м-м-м-ы».
(Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.)
Мышки ходят на носках,
Тихонечко пищат: «Пи-пи-пи».
(Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед грудью.)
Маленькие мошки быстро летят,
Тоненько звенят: «И-и-и-и».
(Легкий бег, руки в стороны.)
Далее воспитатель в любой последовательности называет персонажей. Дети двигаются, имитируя движения и звуки заданного героя.
«Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспитатель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последовательности персонажей. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки героя.
Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].
Цель. Упражнять в определении слогов в слове. Воспитатель говорит детям:
Будем с вами слова подбирать.
Вам начинать, а мне продолжать.
Подбираем слова, состоящие из двух слогов.
Дети (по очереди) Воспитатель
а-а-а- -ист
са- -хар
ка- -ша
И т. д.
Варианты игры
А) Воспитатель говорит детям:
Будем с вами слова подбирать. Мне начинать, а вам продолжать.
Подбираем двухсложные слова.
Воспитатель Дети (по очереди)
ко- -за; -са; -ра; -ни
ро- -га; -за; -са
пи- -ла; -ща
И т. д.
Б) Работа в парах. Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать. Один начинает, другой продолжает.
Подбираем двухсложные слова.
Ребенок Ребенок
ли- -мон; -са; -па
ва- -гон; -за
ба- -ня; -нан
И т. д.
Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.
Цель. Закреплять умение делить слова на слоги.
Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.
Например: лисица (--); медведица (-);
заяц (--) и пр.
Игра проводится на время: 2—3 мин — выполнение задания, 2—3 мин — проверка. В заключение можно определить победителей.