Александра Назарук
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста
▼ Скачать +Заказ
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного
к школе возраста.
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры :
Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель.
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
Публикация «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Найди нужное слово.
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Сложи звук.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
Скажи наоборот.
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
• Наша речь состоит из предложений.
• Предложения состоят из слов.
• Слова состоят из звуков.
• Звук - это то, что мы слышим и произносим.
• Буква - это то, что мы видим и пишем.
• Звук на письме обозначается буквой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) : [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит) : [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).
Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].
Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.