Елена Вятчинина
Подбор дидактических игр математического содержания и руководство ими
▼ Скачать + Заказать документы
Подбор дидактических игр математического содержания и руководство ими.
Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение конкретной задачи. Например, если основной задачей является закрепление знаний по составу числа, выбранная дидактическая игра должна этому способствовать.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Математика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.
Исследования показали, что детей дошкольного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту», «Разложи кольца», «Угадай, что спрятано в мешочке», «Кто куда хочет пойти, и кто что хочет найти?»
С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» и т. д. В этих играх они «играют» определенные роли, которые увлекают их и помогают незаметно для себя решать поставленные воспитателем задачи.
Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности: «Что изменилось?», «Который по счету?» и т. д.
Старших дошкольников больше в игре увлекает ее результат. У них появляется тяга к играм на соревнование. Вначале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем, но постепенно интересы расширяются. Ребенок переживает не только свой личный успех или неудачу, но и успех или неудачу своей команды. Поэтому большой популярностью пользуются игры «Кто быстрее назовет?», «Кто быстрее найдет?» и т. д. Такие игры, кроме решения дидактических задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе.
При подборе игр математического содержания, важно соблюдать последовательность. Играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у дошкольников трудно долгое время поддерживать интерес к одной и той же игре, ее следует видоизменять. Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание детей на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении приемов математических действий на интересном игровом материале.
Методика проведения дидактических игр требует от педагога большого мастерства и такта. Знакомство с новой дидактической игрой должно быть тщательно продумано. Для того, чтобы игра заинтересовала детей и решала ту обучающую задачу, которую она призвана решать, ребята к этой игре должны быть подготовлены.
Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, картинки, геометрические фигуры, цифры т. д., детей с ним нужно заранее познакомить.
Нередко материал к игре воспитатель готовит сам. Лучше всего привлекать к изготовлению игр (например, «картонное лото», «геометрическое лото» и др.) старших дошкольников. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры.
Затем воспитатель знакомит детей с правилами игры, ее содержанием. Обязательно, чтобы на первых порах взрослый был участником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила.
Игра должна быть преподнесена детям четко и ясно. Правила игры не должны быть многочисленны и многословны, а результат игры должен быть хорошо понятен детям.
Учитывая, что дошкольникам свойственно недостаточно критическое отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры, выявлению победителей. Вначале это делает воспитатель, привлекая при этом и детей. Он учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. Впоследствии дети самостоятельно подводят итоги игры. Это будит их самостоятельность, инициативу, воспитывает умение критически относиться к своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Игра повторяется несколько раз, пока ее содержание не будет хорошо усвоено всеми детьми. После этого можно познакомить их с вариантом игры. При этом выясняется, чем похожа новая игра на предыдущую, какого различие между ними.
Усвоение детьми математических знаний в игровой деятельности происходит как бы исподволь: играя, они с большим интересом считают, решают, запоминают название чисел, различают цифры и геометрические формы, лепят, выкладывают из счетных палочек геометрические фигуры и т. д. Благодаря игре происходит развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам.
Используемая литература: М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения и руководство ими».