Маргарита Захарова
Игры для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ
Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно - двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.
Публикация «Игры для профилактики плоскостопия и нарушений осанки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Не стоит недооценивать значение игры в процессе воспитания детей. Чем чаще взрослые играют с ними, тем лучше и быстрее они осваивают нужные навыки. Дело в том, что ребенок, играя самостоятельно, не сразу может проявить себя, свою активность и инициативу, движения его часто однообразны и ограничены. Однако в играх с заданием действия ребенка приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, он закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость.
Вы можете сами придумывать игры, видоизменять их и по необходимости усложнять уже известные. Ребенка надо учить играть, тогда он будет не только крепким и здоровым, но и организованным и инициативным. Игра для детей — основная форма учебы, тренинг взаимодействия с окружающими, освоение различных ролей и функций, моделирование разнообразных ситуаций и их разрешения.
Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви.
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Пройти по линии - начертите мелом на полу прямую линию и предложите ребёнку пройти по ней несколько раз.
Журавль на болоте - ребёнок делает первые шаги, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене.
Конькобежец -встать прямо, ноги на ширине плеч, руки заложить за голову. Сгибать попеременно правую и левую ноги, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца.
Присядь у стены - встать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить. Присесть пониже на носках и затем подняться, не отрываясь от стены. Повторить медленно несколько раз.
Перешагни через руки - встать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой. Слегка наклоняясь вперёд, перешагнуть через руки. Повторить в среднем темпе несколько раз каждой ногой.
Лыжник - выполнять широкие шаги, сгибая впереди стоящую ногу (делая выпад) и поочередно вынося руки вперед, подражая движениям лыжника.
Присядь комочком - стань прямо слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всю ступню и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить.
Сядь — встань - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, Медленно сесть и подняться, помогая себе руками.
Ходьба «змейкой» - установить кегли (мячи, кубики) в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Дети, держась за пояса впереди стоящих и образуя змейку, обходят кегли, стараясь их не задеть. Пройди - не ошибись.
Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно спиной вперед, ставя носок к пятке.
Футболисты - двое детей становятся друг против друга в 20 шагах. Позади каждого на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» шириной 1,5 м. Один из игроков должен забросить мяч в ворота противника, ведя его то правой, то левой ногой. Если игроков много их можно разделить на несколько команд.
Резвый мешочек - играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с набольшим грузом (мешочком наполненным песком) на конце.
Эстафета «Загрузи машину» - машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.
«Извилистая дорожка» - раскладываются препятствия и оборудование в виде змейки: «Массажные валики», «Ребристые доски», «Дорожки с камешками», «Палочки», «Платочки», «Ступни и ладошки»и другое. Дети идут друг за другом.
«Собери камушки» - дети делятся на 2 команды, которые выстраиваются напротив друг друга у противоположных краев площадки. У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. По команде «Марш!» дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков.
«Найди правильно след - по залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.
НА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ
Лазание. Подниматься по перекладинам шведской стенки вверх и спускаться.
Ходьба боком. Передвигаться по нижней перекладине приставными шагами в одну сторону, затем по следующей перекладине - в другую.
Приседание. Встать на нижнюю ступеньку, держась руками за перекладину на уровне пояса, сделать несколько приседаний.
УПРАЖНЕНИЯ СО СКАКАЛКОЙ - прыгать через скакалку могут все дети, в том числе и страдающие плоскостопием.
Сначала следует провести курс лечебной гимнастики, укрепляющей мышцы и связки стоп, и только затем разрешать ребенку прыгать.
Скакалка подбирается для каждого ребенка индивидуально, соответственно его росту. Для этого надо, чтобы ребенок, наступив на скакалку, согнутыми руками натянул ее до уровня плеч.
Перешагивание через неподвижную скакалку - держа скакалку впереди себя, перешагивать через нее. Затем вращательным движением кистей, не напрягая рук, перекидывать скакалку через голову вперед и опять перешагивать.
Прыжок через качающуюся скакалку - держа скакалку впереди себя, перепрыгнуть несколько раз через нее обеими ногами вперед и назад.
Попеременные прыжки - вращая скакалку кистями вперед, прыгать с одной ноги на другую. Следует держать туловище прямо и пружинить на носках.
Прыжки на двух ногах - прыгать через вращающуюся скакалку на слегка согнутых ногах, пружинисто отталкиваясь обеими стопами.
Бег со скакалкой - бежать и, вращая скакалкой, прыгать через нее то на одной, то на другой ноге.
С ТОЛСТОЙ ВЕРЕВКОЙ
Сложи веревку - сидя, пытаться собрать пальцами ног вытянутую на полу веревку.
Подними веревку - сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутую веревку сложить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.
Пройди по веревке - положить вытянутую веревку на пол, пройти по ней, сохраняя равновесие.
Прыжки через веревку боком - вытянутую веревку положить на пол. Маленькими прыжками вправо влево перепрыгивать через нее, продвигаясь вперед.
Прыжки через скакалку - научите ребенка прыгать через короткую скакалку (длиной 1,5 м) скакалку мелкими, быстрыми и легкими прыжками.
С маленькой гимнастической палкой.
Перешагни через палку - стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать за концы горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и назад. Повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.
Перешагни через палку - сидя на полу, держать палку за концы. Переносить поочередно ноги через палку, а затем возвращаться в исходное положение, перенося ноги назад.
Подними палку ногами - сидя на стуле, одной ногой придержать палку снизу, другой - сверху и стараться приподнять ее.
Перенеси ноги через палку - лечь на спину, держась за палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение.
Пройди по палке - пройти по палке, положенной на пол. Взрослый может помогать, поддерживая ребенка за руку.
Пройди по палке боком - передвигаться боком по палке приставными шагами.