Алла Богданова
Игры и задания, используемые для речевой подготовки к школе детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и задания, используемые для речевой подготовки к школе детей с ОНР.
Игры для овладения звуковым составом слова и развития фонематического слуха.
«Длиннее-короче»
Публикация «Игры и задания, используемые для речевой подготовки к школе детей с ОНР» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т. д.
"Поймай нужный звук хлопком"
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
"Придумать слова на заданный звук".
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)
"Определить место звука в слове" .
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок.. .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т. п.
Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са, (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т. е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т. п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т. п.
Произнести по порядку все звуки в слове.
Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
«Подбери слово»
Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:
1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак., а и т. д.
2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.
3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос. ?
4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка.).
5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т. д.
6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т. д.
7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т. д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?
«Назови слово»
Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:
• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т. д.);
• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т. д.)
• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т. д.).
«Придумай новое слово»
Ребенку дают задание : «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» — «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
«Закончи слово»
Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т. д.
«Цепочка слов».
Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.
Игры для развития словарного запаса ребенка
«Слово за слово»
Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: Животные на букву «К». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: крокодил, куница. Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.
«Признаки слов»
Ребенку говорят:
1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер -. , а снег -. ; дождь -, а солнце -. При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т. д.).
3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».
«Слова-приятели»
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
«Четвертый лишний»
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
«Слова-неприятели»
Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание : «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».
«Уменьшение»
Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол -. , и так далее».
«Назови детеныша»
Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).
У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») несколько предметов.
Логопед. У меня яблоко, а в магазине?
Ребенок. А в магазине яблоки. Логопед. У меня огурец, а в магазине?
Ребенок. А в магазине огурцы. И т. д.
Вариант игры
Логопед. У меня яблоко, а в магазине много.)
Ребенок. А в магазине много яблок.
2. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).
Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному: морковь, свеклу, репу, редис дергают; огурцы, помидоры, горох срывают; картофель выкапывают. Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос : «Как убирают данный овощ?»
Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.
3. Игра «Что без чего?» на тему «Мебель, посуда, транспорт, одежда» (закрепление формы родительного падежа существительных).
На доске выставляются картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос : «Что без чего?»
Стул без ножки.
Машина без колеса.
Стул без спинки.
Платье без рукава.
Шуба без воротника.
Кофта без пуговиц.
Кастрюля без ручки.
Ботинки без шнурков.
Чайник без носика.
Грузовик без фары.
Расческа без зубьев.
4. Игра «Кто чем управляет?» на тему «Транспорт» (закрепление формы творительного падежа существительных).
На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос : «Кто управляет автобусом (самолетом и т. д. ?» Дети отвечают полным предложением. Например:
Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист.
5. Игра «Кого мы видели?» на тему «Животные жарких стран» (закрепление правильного употребления окончания существительных винительного падежа множественного числа).
На доске выставляются картинки с изображениями различных животных. Логопед дает детям задание отобрать картинки только тех животных, которые живут в жарких странах.
§ А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит)
§ Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много. (львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян).
6. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных).
На доске выставляются картинки с изображением жилья животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто где живет (или зимует?»
Примерные ответы:
Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Медведь зимует в берлоге. Ежик живет в гнезде. Волк живет в логове. Мышка живет в норе. Корова живет в коровнике. Лошади живут в конюшне. Телята живут в телятнике. Свиньи живут в свинарнике. Кролики живут в крольчатнике.
7. Игра «Что в чем?» на тему «Посуда» (закрепление формы предложного падежа существительных).
На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
В чем варят суп? — Суп варят в кастрюле.
В чем носят воду из колодца? — Воду носят в ведре.
В чем кипятят воду? — Воду кипятят в чайнике.
В чем носят молоко? — Молоко носят в бидоне.
В чем хранят сахар? — Сахар хранят в сахарнице.
В чем подогревают еду? — Еду подогревают в миске.
Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит?»
Где лежит хлеб? — Хлеб лежит в хлебнице.
Где лежит салат? — Салат лежит в салатнице.
Где лежат конфеты? — Конфеты лежат в конфетнице.
Где (на чем) жарится рыба? — Рыба жарится на сковородке.
8. Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций).
Логопед говорит:
- «Жил человек рассеянный на улице Бассейной.» Кто написал про этого рассеянного человека?
Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у речки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его. И т. д.
9. Игра «Мой, моя, мое, мои» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).
Логопед просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д., «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д., «это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).
10. Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).
Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Логопед бросает мяч по очереди всем детям.
Примеры:
Длинная — веревка, шуба, колбаса, речка, улица, резинка, лента, дорога, нитка, коса, юбка, рубашка.
Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, переулок.
Широкая — улица, речка, дорога, кофта, лента.
Красный — шар, флаг, шарф, цветок, бант, мяч.
Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка.
Круглый — мяч, шар, лепесток.
Круглое — солнце, яблоко, колесо.
11. Игра «Найти по цвету» (закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе).
Детям предлагаются картинки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число). Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. Например:
Красное — яблоко, кашне, платье.
Желтая — репа, тыква, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш.
12. Игра «Назови ласково» (закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных).
Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают.
Цветок красный, а цветочек. (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко. (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка. (синенькая).
Груша желтая, а грушка. (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко. (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко. (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек. (пушистенький).
Дом низкий, а домик. (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка. (вкусненькая).
13. «Исправь ошибки» (работа над пониманием распространенных предложений).
Логопед говорит: «Незнайка придумывал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки».
Коза принесла корм девочке.
Чашка разбила Лену.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Вова разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисуют папу.
Мама несет сумку в капусте.
14. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.
а. На тему «Транспорт».
Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Корабль, большой, волны, плывет.
Шоссе, автомобиль, по, мчится. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
б. На тему «Зима».
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санках, на, катаются.
Снежки, мальчики, в, играют.
Земля, покрыть, снег.
Снежинки, падать, тихо.
в. На тему «Весна».
Греет, солнце, жарче.
Деревьях, на, почки, появляются.
Окном, за, тает, снег.
Капает, крыш, с, капель.
Солнце, на, тают, сосульки.
Игры и упражнения на развитие связной речи
Игра «Похож – не похож».
Каждый задумывает два предмета, вспоминает, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и рассказывает, остальные отгадывают. В следующий раз предлагается выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.
Игра «Что кому нужно?»
Логопед называет профессию, а дети говорят, что нужно для этой работы. Можно предложить другой вариант: логопед называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.
Игра «Придумай предложение».
Логопед говорит какое-либо слово, а дети составляют с ним предложение.
«Составление рассказа по сюжетной картине или серии сюжетных картин».
Детям предлагается составить рассказ с опорой на наглядный материал.