мария шахтарина
Игры и упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения с мячом, как средство развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Автор: Шахтарина Мария Александровна
МБДОУ д/с №35, п. Ждановский
Аннотация. Данная статья посвящена развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет посредством игровых упражнений с элементами спортивных игр с мячом.
Темочки:
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, – это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают подвижные игры с мячом, с элементами спортивных игр, которые являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности. Преимущество подвижных игр в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством.
При обучении детей упражнениям с мячом особое внимание уделяют главным элементам двигательных действий: ловля, передача, ведение, бросок. Иначе действия передачи, ловли и ведения мяча не могут быть выполнены или будут выполняться неверно. Очень важно научить детей правильно держать мяч. Исходное положение — держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, пальцы широко расставлены.
1. При ловле мяча. Учить овладевать положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом. Учу встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч.
2. При передаче мяча. Учить передавать мяч двумя руками разными способами с места, а в дальнейшем в движении. Техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.
3. При ведении мяча. Начальный этап обучения начинаю с пятилетнего возраста. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед.
4. При броске мяча. Прививать навык броска мяча двумя руками от груди, из-за головы и одной рукой от плеча, кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.
После того как дети научатся элементарному навыку двигательных действий с мячом, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет можно вводить упражнения с элементами спортивных игр с мячом, формируя навыки владения мячом при условии применения систематического проведения игр с обязательным усложнением их содержания. :
Например:
Игра «Быстро передай» можно использовать с усложнением.
Игроков расставив не вкруг, а в одну колонну или передача меча будет происходить в одной колонне, передавая мяч за спинами друг другу (практически не видя мяч). Мяч можно передавать вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед.
Усложнить задание можно и комбинируя два движения: мяч передается назад вверху над головами, а вперед – внизу, между широко расставленными ногами.
Резиновый мяч можно заменить на мяч, утяжеленный, или попробовать эту же эстафету, но с другим размером мяча, поменьше или наоборот большой
Игра «Проведи змейкой».
Усложнение игры :
Игрок может вести от финиша маленький мяч ногой правой или левой, что ещё сложнее, клюшкой, обходя предметы «змейкой»;
Игрок может вести мяч от финиша, обходя все предметы «змейкой», ударяя его при этом о пол
Формировать навыки владения мячом можно и в играх с элементами волейбола.
Например:
Игра «Мячи через сетку»
Сначала игроки перебрасывают мяч через волейбольную сетку друг другу парами. Усложнить игру можно сменив способ передачи и ловли мяча : ловля мяча после хлопка, сверху, снизу, сверху в прыжке.
Более сложный вариант будет для ребят в игре «У кого меньше мячей»
Играют две равные команды, которые располагаются на своей половине площадки. У каждой команды по нескольку волейбольных мячей. Площадка разделена сеткой. По сигналу игроки перебрасывают мячи на площадку противника двумя руками сверху. Выигрывает команда, у которой на площадке после сигнала меньше мячей.
Все эти упражнения, способствуют поддержанию устойчивого интереса у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет к упражнениям с мячом и развитию ловкости.
Работу с дошкольниками на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста направляют через игровые упражнения с элементами спортивных игр с мячом.
Для того чтобы развить ручную ловкость используют мячи разного диаметра-баскетбольные, волейбольные, малого диаметра от большого и настольного тенниса, мячи для игр в хоккей с мячом.
Упражнения, направленные на развитие ловкости с элементами спортивных игр с мячом, включают в занятия по физической культуре, в основную часть занятия
Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.
Сентябрь, октябрь, май – упражнения с элементами волейбола:
- подбрасывание мяча вверх и поймать его двумя руками.
-подбрасывание мяча вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
- перебрасывание мяча друг другу в парах,
- перебрасывание мяча двумя руками с ударом мяча о середину пола,
- перебрасывание мяча через сетку двумя руками в парах.
-бросок мяча вверх и поймать одной правой рукой.
-бросок мяча вверх и поймать одной левой рукой.
-бросок мяча в пол сидя на корточках так, чтобы мяч отскакивал в стену, а затем, ударившись об пол, возвращался в руки
Ноябрь, февраль, апрель - упражнения с элементами баскетбола:
-удар мяча о стену и поймать двумя руками.
-удар мяча о стену и поймать одной рукой.
-удар мяча о стену и поймать одной левой рукой.
-удар мяча о стену; после того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.
- отбивание мяча о пол с передвижением по залу.
- передвижение с ведением мяча о пол двумя руками между предметами змейкой,
- перебрасывание мяча в парах двумя руками и отбивание мяча о пол,
- забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.
-удар мяча в стену, поворачиваться вокруг себя и ловить его.
-удар мяча в стену, делая шаги то в одну, то в другую сторону
Декабрь, январь - упражнения с элементами хоккея с мячом :
- прокатывание мяча клюшкой,
-прокатывание мяча, забив его в ворота на расстоянии 1,5; 2 метра
-прокатывание мяча, забив его в ворота на расстоянии 2,5; 3 метра
- прокатывание мяча клюшкой между предметами змейкой,
- прокатывание мяча в парах,
Март, апрель - упражнения с элементами настольного тенниса.
- подбросить мяч одной рукой, а поймать другой.
-ударить мяч о пол и поймать одной правой рукой.
-ударить мяч о пол и поймать одной левой рукой.
-ударить мяч о стену; после того как он упадет на пол и отскочит,
поймать его двумя руками.
- подбросить мяч левой рукой, а поймать правой на ракетку.
- подбросить мяч левой рукой, а поймать правой на ракетку и отбить его несколько раз,
-бросок мяча в стену с ускорением. Стараться выполнить максимальное количество передач за определенное время (например, за минуту).
Во время учебного года все дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет на занятиях по физической культуре с большим интересом выполняли упражнения с элементами спортивных игр.
К концу учебного года проводят тестирование на определение ловкости у детей дошкольного возраста 6-7 лет. Как пример, можно использовать диагностику Н. А. Ноткиной Н. А., «Оценка физического и нервно - психического развития детей раннего и дошкольного возраста», диагностика Тарасовой Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста».
1. Подбрасывание мяча 10-15 раз
2. Ловля мяча 10-15 раз
3. Отбивание мяча от пола - 10-15 раз.
4. Отбивание мяча ракеткой - 5 раз.
5. Перебрасывание мяча через сетку (веревочку) - 5 раз.
6. Бег на 10 метров.
Можно сделать вывод, что упражнения с элементами спортивных игр с мячом способствуют развитию ловкости у детей дошкольного возраста 6-7 лет. Подвижные игры с мячом можно считать важным аспектом.
Список литературы:
1. Волошина Л. И., Курилова Т. В «Игры с элементами спорта» -М, ГНОМ, 2004 г
2. Вавилова Е. Н. Развиваем у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. :Просвещение, 1981.
3. Николаева Н. И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагога и специалистов дошкольных образовательных учреждений. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 96 с.