Елена Болычева
Игры и упражнения с детьми ОВЗ по психомоторному развитию
Первый блок - развитие тактильных ощущений
Наиболее эффективным приемом для решения данной задачи является самомассаж. Это уникальная тактильная гимнастика, которая развивает межполушарное взаимодействие. Ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук, отличаются друг от друга разными условиями восприятия - одна рука пассивна, а другая рука создает механические раздражения. Самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, так как информация поступает одновременно в речеслуховую, эмоциональную, творческую, зрительную зоны. Это предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
Публикация «Игры и упражнения с детьми ОВЗ по психомоторному развитию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приемы самомассажа
поглаживание - и. п. - кисть и предплечье левой руки на столе ладонью вверх. Начинаем с легкого поглаживания подушечками пальцев правой руки пальцы левой от ладони к концу пальцев. Приемы поглаживания:
§ круговое поглаживание ладошки
§ спиралевидное
§ зигзагообразное поглаживание
§ поглаживание тыльной стороны
растирание - ладонь об ладонь
§ циркулярное растирание (намыливание)
разминание - подушечкой большого пальца круговое разминание ладони
§ щипцеобразное разминание края ладони
вибрация - игра на пианино подушечками четырех пальцев правой руки у оснований пальцев левой руки,
§ поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца
§ поколачивание щепоткой пальцев.
пила - ребром ладони правой руки имитируем пиление вверх- вниз по левой руке.
каток - костяшками согнутых пальцев правой руки разминаем вверх- вниз ладонь левой.
буравчик - правая рука сжата в кулак, его костяшками «буравим» левую ладонь.
спиральки - каждый палец левой руки поочередно кладется на четыре пальца правой руки.
Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой вверх от основания к кончику.
После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям.
1. «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3—5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
2. «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с бортиками высотой 7—8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать.
Для развития тактильных ощущений можно использовать различные варианты игры «Волшебный мешочек». В зависимости от содержимого мешочка, ставятся задачи: определить на ощупь из какого материала предмет (металл, пластмасс, стекло, дерево, ткань, найти на ощупь заданный предмет среди других и т. д.
«Волшебный мешочек».
1-й вариант. Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:
а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т. д.);
б) мелкие игрушки; в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).
2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать предмет одной рукой, затем: а) рассмотреть рисунки предметов и выбрать из них такой же; б) нарисовать такой же предмет; в) выбрать среди других такой же предмет одной, затем другой рукой.