Рамазанова Марьям Абдулхаевна
Игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения по развитию речи для детей от 4 до 7 лет
Развиваем понимание и употребление грамматических конструкций в речи
1. Учимся понимать двухступенчатые инструкции
Разложите перед ребёнком ряд предметов. Ребё нок выполняет ваши задания:
Покажи линейкой куклу, а потом мяч.
Покажи куклой тарелку и чашку.
Покажи ручкой книгу, а потом принеси её мне.
Покажи книгой ручку, возьми мяч и положи рядом с чашкой.
Принеси мне чашку и покажи линейкой тарелку.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Если ребёнок правильно показал, спросите: «Что ты показал? Чем показал?»
По вашей инструкции ребё нок должен нарисовать на бумаге:
2 круга и 3 палочки.
3 синих квадрата и красный круг.
Желтый треугольник и 3 синих круга.
Слева 2 палочки, а справа – 5.
Задания вы даёте один раз, а если ребёнок не запомнил, повторяете ещё раз. В случае затруднений, инструкцию можно дробить на 2 части: сначала ребёнок рисует 2 круга, затем – 3 палочки с вашей подсказкой. Очень важно научить ребёнка проговаривать свои действия, побуждайте его к этому.
Подбор слов-названий предметов за счётные палочки.
За каждый ответ ребёнок получает фишку (или счётную палочку).
Что можно открыть? ( Ответ полным предложением: «можно открыть дверь. Можно открыть банку. Можно открыть книгу».)
Что можно поднимать?
Что можно отодвигать?
Что можно доставать?
Поощряйте фантазию ребёнка.
Учимся понимать и употреблять в речи приставочные глаголы.
Приставочные глаголы – это глаголы, образующиеся с помощью приставок.
Ваша задача – закрепить у ребёнка умение чувствовать разницу между глаголами «ехала», «заехала», «отъехала», «переехала», «объехала». Многие ребята не различают эти глаголы на слух и по смыслу. Проведите игру с машинкой. Попросите ребёнка выполнить действия, которые вы скажите: «Сделай так, чтобы машина заехала в гараж. Объехала дом, переехала дорогу» и т. д. Все постройки из кубиков должны быть готовы заранее. Когда ребёнок уверенно выполняет ваши указания, вы сами производите эти же движения с машинкой. А ребё нок отвечает на вопрос: «Что сделала машинка?» -
«Машинка объехала дом». Если трудно, помогайте ребёнку. На улице понаблюдайте за транспортом (заодно вспомните названия транспортных средств, что сделал троллейбус, грузовик, самосвал и т. д.
Аналогично поиграйте с глаголами «подошла», «перешла», «перешла», «зашла», «вышла», «обошла». Спросите ребёнка «Как ты думаешь, одинаковые слова я скажу или разные?» (обошла, перешла). Так же с глаголами: «лить», «налить», «вылить», «перелить». Все эти действия показываются вами и ребёнком. Необходимо, чтобы ребёнок отвечал вам полными предложениями или, хотя бы, повторял их за вами: на вопрос «Что я сейчас сделала?», - ребё нок отвечает: «Ты вымыла руки», а не одним словом «вымыла» или «помыла».
Учимся понимать и употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.
Наклейте картинки парами, например, сто – столы, дом – дома и т. д. Не менее 5 пар. Сначала ребёнок называет эти картинки («Это стол, а это столы»). Обратите внимание ребёнку на то, как меняются окончания слов.
Игра «Один – много» : ребёнок называет наклеенные картинки (один стол – много столов, одно ведро – много вёдер).
Затем поиграйте с мячом. Вы кидаете мяч ребёнку и называете любое слово в единственном числе. Ребёнок возвращает мяч обратно и изменяет слово. Прибавляя слово «много» : дерево – много деревьев, лист – много листьев, шкаф – много шкафов, пчела – много пчёл, стул – много стульев. Воробей – много воробьёв, ведро – много вёдер.
Игра «Исправь ошибку» : вы говорите заведомо неправильное предложение, а ребёнок, услышит ошибку, исправляет её.
В лесу растёт много деревов.
В зоопарке живёт много тигр.
Малыш съел много конфетов.
В коробке много карандашов.
В библиотеке хранится много книг. (Некоторые предложения лучше не искажать, пусть ребёнок поразмышляет).
Постоянно следите в речи ребёнка за употреблением множественного числа существительных в родительном падеже. Эта грамматическая категория вызывает обычно много трудностей.
5. Учимся понимать и употреблять в речи некоторые предлоги.
Предлоги В и ИЗ
Найдите картинки. Подходящие по смыслу к предлогам В и ИЗ. Попросите ребёнка показать ту картинку, про которую можно сказать с маленьким словом «В». А затем – с маленьким словом «ИЗ». Можете употреблять термин «предлог» : «Рыбки плавают В аквариуме», «Девочка выглядывает ИЗ окошка».
Ребёнок составляет предложения по этим картинкам, выделяя голосом предлоги: «Мальчик вышел ИЗ дома». Попросите подумать, чем отличаются эти предлоги (они противоположны по смыслу).
Игра «Инструкции». Ребёнок выполняет ваши задания, каждый раз озвучивая то, что он сделал:
Положи мяч в ящик. (Я положил мяч в ящик.)
Положи ложку в кастрюлю. (Я положу ложку в кастрюлю.)
Из кармана достань платок. (Я достал из кармана платок).
Побеседуйте о животных и птицах. Игра «Кто где живёт?». Ребёнок, глядя на картинки в книжке с животными и птицами, составляет предложения:
Медведь живёт В берлоге.
Волк живёт В норе.
Белка живёт В дупле.
Скворец живёт В скворечнике.
Следите за употреблением предлога В в речи ребёнка, этот предлог часто выпадает из предложений. Настаивайте на утрированном произношении предлога В во время ваших занятий.
Прочитайте ребёнку любое стихотворение или отрывок, например, С. Михалкова «Дело было вечером…» Попросите ребёнка внимательно слушать, а затем назвать те предложения, где он услышал предлоги В и ИЗ (например; «А из нашего окна площадь Красная видна… А у нас в квартире газ… А у вас). Выберите любое на ваше усмотрение.
Предлоги ЗА – ИЗ-ЗА
Игра. Ребёнок хлопает в ладоши только тогда, когда услышит предлог ИЗ-ЗА. Вы произносите ряд предлогов: НА, ПОД, В, ИЗ-ЗА, ЗА, К, ОТ, ИЗ-ПОД…
Выполнение инструкций. Вы даёте ребёнку задание положить один предмет за другой; «Спрячь мячик ЗА машинку. Где мячик?» Затем даёте задание достать мячик из-за машинки. Спросите: «Откуда ты достал мячик?». Поиграйте так же с другими игрушками.
Упражнение «Вставь пропущенный предлог». Вы произносите предложение, пропустив (не назвав) предлог. Ребёнок думает, какой предлог подходит и говорит предложение целиком: «мяч закатился… шкаф», «заяц выглянул… дерева», «мальчик спрятался… дверь», «солнце показалось… туя» и т. д.