Любовь Николаенко
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Чтобы научить ребёнка правильно произносить звука, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: ведь эти функции выполняется одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь и качественное произношение звуков родного языка. С этой целью нужно проводить специальные упражнения.
Следует помнить:
Публикация «Игры и упражнения на развитие речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому после каждого упражнения необходим отдых, а в случаях появления головокружения занятия следует прекратить;
- с детьми дошкольного возраста работу над речевым дыханием следует проводить в игровой форме, что повышает мотивацию и способствует более быстрому его формированию;
Цель представленных упражнений : развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
1. «Ароматный цветок» Сделать вдох и задержав дыхание, понюхать цветок (вдохнуть аромат).
2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
3. «Узнай по запаху» Узнать апельсин, сок, духи и т. п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
4. «Задуй свечу» Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.
5. «Чей паровоз дольше гудит?» Ребенку дать чистый колпачок от фломастера, шприца и т. д. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края колпачка. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
6. «Погрей ладошки» Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
7. «Султанчик» Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок и т. п.
8. «Листья шелестят» Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонились и шелестели.
9. «Разноцветные флажки» Детям предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
10. «Воробышки летают» Две фигурки птичек из тонкой цветной бумаги ставят у самого края стола. Ребёнок садится напротив своей птички - и по сигналу дует на нее. Продвигать птичек нужно на одном выдохе.
11. «Покатай карандаш» Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая черед рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги и т. д.)
12. «Подуй в трубочку» Детям предлагают подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты или фольги и т. п., покатать катушку от ниток, колпачок от фломастера и другие предметы, дуя на них через трубочку. Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.
13. «Шторм» Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный - тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
14. «Пускание мыльных пузырей» Чей пузырь будет лететь дальше?
15. «Порхающие бабочки» На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги бабочки или другие подходящие изображения. По сигналу «Бабочки полетели», ребёнку предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха бабочки «догоняют» друг друга.
16. «Бабочки на полянке» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
17. «Кто спрятался за ширмой?» Детям предлагается долго дуть на «занавеску» из тонкой бумаги, прикрепленную к стойке – открыть занавеску и посмотреть, кто за ней спрятался.
18. «Футбол» Дети задувают мячи – шарики из ваты (фольги) – в футбольные ворота.
19. «Надуй игрушку» Детям предлагается надувать резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот и отверстие игрушки.
20. «Духовые инструменты» Эти инструменты издают звуки, если и них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка). Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разные размеров от старых ручек и фломастеров.
21. «Свистки» Чей свисток будет свистеть дольше?
22. «Поиграем на гармошке» Пронзительный звук издает гармошка, сделанная из расчески, если дуть на нее через тонкую полоску бумаги