Татьяна Горбунова
Игры и упражнения на занятиях по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.
Все обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций.
Публикация «Игры и упражнения на занятиях по обучению грамоте» размещена в разделах
Все нижеперечисленные игры мы используем в работе с детьми на занятиях, именно поэтому мы даем их подробное описание, правила и необходимый материал к ним. Это облегчает нашу задачу при написании конспектов, в которых мы только указываем название игры.
Игра «Найди и подчеркни».
Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).
Стихи о буквах
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы. Такие стихи полезно не только читать детям, но и заучивать наизусть.
Мы учили букву «А»,
Полюбуйтесь, какова!
А узнать ее легко -
Ноги ставит широко.
Очень много подобных четверостиший в книге «Занимательное азбуковедение» (авт. -сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева).
Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.
Например (А О У Р, (М П А К) и др.
Игра «Отгадай слово» («Шифровальщики»). На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.
Ребусы, шарады, кроссворды. Составляются на основе программного материала занятия. Слова можно зашифровать при помощи загадок, картинок, нарисованных рядом и т. д.
Игровой прием «Гармошка». Используется при ознакомлении со всеми гласными звуками (а, о, у, ы. и. э). Детям предлагается потянуть гласный звук, имитируя игру на гармошке (сжимают кулачки и растягивают их, одновременно произнося гласный звук (а-а-а-а). Главная цель упражнения - дать детям пред-ставление о том, что гласные – тянутся.
Игровое упражнение «Спой песенку со звуком». Сначала взрослый поет песенку с гласным звуком на мотив любой знакомой мелодии, а затем просит ребенка спеть свою песенку. Данное упражнение позволяет легче усвоить основную характеристику гласных звуков (тянутся и поются) и понять основное отличие их от согласных звуков.
Игра «Что ты услышал?» Используется практически на каждом занятии, когда вводится новый звук. Детям обязательно предлагается закрыть глазки и послушать, кто что услышит. Взрослый четко, утрируя звук, произносит его несколько раз. Дети открывают глаза, взрослый обращается к каждому ребенку по очереди :
- Что ты услышал? Повтори? Это упражнение помогает определить, насколько четко и правильно ребенок может воспроизвести услышанный звук.
Игра «Сложи букву из палочек». Можно использовать пластилин, проволоку и т. д.
Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками). Детям предлагается послушать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.