Рената Иванова
Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
Публикация «Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
- фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); - фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); - зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); - пространственных представлений;
- зрительного гнозиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение зрительного (оптического) образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.
Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения :
1. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко, по их звуковым обозначениям, без призвуков «ы», «э», демонстрируем черно – белый печатный вариант.
2. «На что похожа буква». Просим назвать, на что похожа буква. Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы. Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :
Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров
Буква Б – смешной Барашек
Спрятался среди ромашек.
Он за буквой А стоит,
Из кудряшек состоит
Филин — два огромных глаза —
Букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас
3. Анализ буквы. Анализируем из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве. После этого можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву. Ощупывать объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами).
4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы, изготовленной из бархатной бумаги.
5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приё мы:
- обведение трафарета буквы;
- вырезание буквы ножницами;
- лепка из пластилина,
- выкладывание из семян, бусин и др.
6. Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :
Живая буква» (дети изображают букву всем телом);
- Изобрази букву пальцами;
- определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;
- узнавание букв, написанных разными шрифтами;
- нахождение буквы в различных сюжетных изображениях.