Светлана Глущенко
Игры и упражнения для детей «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный словарь: Космос, небо, космодром, тренажер, планеты, Солнце, Земля, Марс, Венера, Юпитер, Луна, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, галактика, спутник, созвездия (Лев, Кит, Рыба, Вол, Медведица, Орел, Лебедь и т. д., корабль «Союз», «Восток», ракета, луноход, космонавт, скафандр, глобус, станция, полет, Ю. А. Гагарин, первооткрыватель.
Глагольный словарь: Осваивать, запускать, приземляться, летать, управлять, располагаться, дви-гаться, лететь, облетать, прилуниться, выйти, вертится, вращается.
Публикация «Игры и упражнения для детей „Космос“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Игры, дидактические пособия на космическую тему
- Темочки
Словарь признаков: Первый, космический, орбитальная, звездное, безграничный, надежный, за-щитный, смелый, храбрый, выносливый, стремительный, красивый, быстрый, мгновенный.
Пальчиковая гимнастика «Небо»
Это что за потолок?
То он низок,
То высок,
То он сер,
То беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой
Такой красивый —
Кружевной и синий-синий!
(Разводят руки над головой)
(Поочерёдно разгибают
пальцы из кулака на обеих руках
одновременно.)
(Попеременно ударяют кулак
о кулак и ладонь о ладонь.)
Л. Сандлер
Координация речи с движением «Полёт в космос»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.
Раз, два, три, Кнопку жми!
В космос полетели мы.
Полетели на ракете,
Оказались на планете.
Здесь цветут цветы,
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь Редкой красоты.
Растёт здесь дивный лес, В лесу полно чу-дес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
И ты, и он, и я,
Прекрасная планета Называется Земля.
С. Чешева
(Поочерёдно разгибают большой, указа-тельный и средний пальцы на обеих руках одновременно.)
(Выставляют большие пальцы вперёд на обеих руках одновременно, остальные пальцы зажимают в кулак.) (Руки опускают вдоль туловища, ноги ставят вместе. Сводят руки над головой.) (Рисуют вытя-нутыми руками круги в воздухе.) (Поочерёд-но загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку.)
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ла-донь о ладонь.) (Делают движения указа-тельным пальцем два раза от себя и один раз на себя.) (Рисуют круг руками.) (Разво-дят руки перед собой.)
Физминутка «Мышки- крошки» :
Мышки-кошки засмеялись:
(бегают как мышки, руки в стороны.)
Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)
Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)
И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)
В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)
Раз, два, три, Кнопку жми!
В космос полетели мы.
Полетели на ракете,
Оказались на планете.
Здесь цветут цветы,
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь Редкой красоты.
Растёт здесь дивный лес, В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
И ты, и он, и я,
Прекрасная планета Называется Земля.
С. Чешева
(Поочерёдно разгибают большой, ука-зательный и средний пальцы на обеих руках одновременно.)
(Выставляют большие пальцы вперёд на обеих руках одновременно, осталь-ные пальцы зажимают в кулак.) (Руки опускают вдоль туловища, ноги ста-вят вместе. Сводят руки над головой.) (Рисуют вытянутыми руками круги в воздухе.) (Поочерёдно загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку.)
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Делают движения указательным пальцем два раза от се-бя и один раз на себя.) (Рисуют круг ру-ками.) (Разводят руки перед собой.)
Беседа.
Объясните детям, почему 12 апреля во всём мире отмечают
День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах,
газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической
техники. Расскажите детям о первом космонавте – Юрии Гагарине.
Объясните, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
Проверьте, как дети запомнили то, о чём Вы с ними беседовали.
Попросите их ответить на вопросы:
Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День
космонавтики.
Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие
планеты.
Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники,
ракеты, космические корабли и станции.
Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека,
который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий
Гагарин.
Как называется место, откуда запускают в космос космические
корабли? Это место называется космодром.
Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает
космический скафандр.
Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета
называется Земля.
Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды
и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку
нужен телескоп.
Игра «Семейка»
Цели: развивать грамматический строй речи (упражнять в образовании родственных слов к слову «космос», обогащать словарь детей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подобрать слова-родственники к словам: космос — космонавт, космический, космодром, космонавтика;
планета — инопланетянин, планетарий, межпланетный.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далёкий — близкий тесный —.
большой —. улетать —.
высокий —. взлетать —.
известный —. включать —.
тёмный —. подниматься —.
яркий —.
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу,
предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом,
подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3, 4, 5.
1 ракета, 2 ракеты, 3., 4., 5.
1 космический корабль, 2., 3., 4., 5.
1 скафандр, 2., 3., 4., 5.
Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в
родительном падеже.
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет и т. д.
«Составь предложение из слов».
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.
«Есть – нет» (родительный падеж) : космонавт – нет космонавта, спутник- нет спутника и т. д.
– … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …
связь – …
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числитель-ными).
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда,.
Одна быстрая ракета,.
Одна опытный космонавт,.
Одна далёкая планета,.
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, разви-вать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова по-менялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навы-ки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. За-тем воспитатель задаёт вопросы на ориентировку.
Например:
Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получив-шихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).
Например:
6,3, 1, 2 —МАРС
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
7,1, 3, 4 —УРАН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
Р С А Н Т М У
1 2 3 4 5 6 7
Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя рас-тут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные
ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
Детям о космосе
Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Са-турн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как пре-красный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пят-на – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, про-странства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космиче-ское пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас лю-ди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.
Развитие слухового внимания, памяти.
Предложите ребенку внимательно послушать сказку и ответь на вопросы.
«Звездочет»
"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал
самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и
смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И
тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую
карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он.
"Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного
путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми
уж лучше автомобиль!"
Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал
мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!"
Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к
Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"
"10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим
крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она
может летать в безвоздушном пространстве".
Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как
из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один
солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только
8 минут. Полетели?"
Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. "
Вопросы после прочтения:
- Что наблюдал Звездочет ночью?
- Что он наблюдал днем?
- Куда решил полететь Звездочет?
- Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою
мечту?
- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
- Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету! Я. Аким